Найти в Дзене

Чинагорт: чудь да разбой

Чуть истории История деревни Чинагорт, расположенной в Юсьвинском районе Коми-Пермяцкого округа на левом берегу Велвы-реки близ села Архангельское, кроет в себе больше загадок, нежели ответов. Когда именно появился Чинагорт неизвестно, но первое упоминание о нем датируется 1644 годом. Здесь стоит отметить, что ни в книгах первой переписи Перми Великой, составленных в 1579 году Иваном Игнатьевичем Яхонтовым, ни в писцовых книгах Михаила Фёдоровича Кайсарова, проводившего в 1623-1624 годах перепись Соликамского уезда и Строгановских вотчин Чинагорт упомянут не был. Соседнее же Архангельское — напротив — описано Михаилом Кайсаровым, как деревня о семи дворах, под названием Карпово — по имени первопоселенца — Карпика Микифорова сына Тулупова. Логично предположить, что период возникновения Чинагорта можно ограничить 30-ми годами XVII века. Чудь в истории Легендарные чудины оставили свой след и в этих землях. Об этом свидетельствуют как многочисленные исследования, так и случайные находки: п

Чуть истории

История деревни Чинагорт, расположенной в Юсьвинском районе Коми-Пермяцкого округа на левом берегу Велвы-реки близ села Архангельское, кроет в себе больше загадок, нежели ответов. Когда именно появился Чинагорт неизвестно, но первое упоминание о нем датируется 1644 годом.

Здесь стоит отметить, что ни в книгах первой переписи Перми Великой, составленных в 1579 году Иваном Игнатьевичем Яхонтовым, ни в писцовых книгах Михаила Фёдоровича Кайсарова, проводившего в 1623-1624 годах перепись Соликамского уезда и Строгановских вотчин Чинагорт упомянут не был. Соседнее же Архангельское — напротив — описано Михаилом Кайсаровым, как деревня о семи дворах, под названием Карпово — по имени первопоселенца — Карпика Микифорова сына Тулупова. Логично предположить, что период возникновения Чинагорта можно ограничить 30-ми годами XVII века.

Чудь в истории

Легендарные чудины оставили свой след и в этих землях. Об этом свидетельствуют как многочисленные исследования, так и случайные находки: предметы быта, руины городища, бронзовые бляхи, выполненные в традиционном зверином стиле, датированные VI-IIX веками, и даже клады: один из них был найден в середине ХХ века, но он оказался менее ценный, чем предыдущий – бронзовый. Считается что чудское городище было основано здесь еще в VI веке — это одно их древнейших поселений в Коми-Пермяцком округе. Называлась же тогда деревня иначе — Важгорт (от коми-пермяцкого «важ» — старый/предок и горт — дом/селение) — старая деревня или селение предков.

Легендарное прошлое

Народная память сохранила истории о возникновении Чинагорта: они разрозненны и противоречивы, но некоторые тезисы их всё же роднят — разбойники, или ушкуйники, как их называли наши предки, личности Чины и некоего Истомина, а также мифический дом «на отшибе Карпово». Существует три версии основания Чинагорта, начнем по порядку:

Первая легенда гласит, что основателями деревни были два брата — Чина да Сель: отпуская сыновей во взрослую самостоятельную жизнь отец помимо напутствий дал им топор да ломоть хлеба — не густо, но чем богат был. Заприметив красивое место на велвинском берегу братья решили осесть в этих местах — Чина срубил избушку, а лентяй Сель выбрал березу покрепче и обустроил на ней то ли гнездо, то ли лежак, укрывшись под густой кроной от дождей и ветров. В стройке Сель брату не помогал, напротив, посмеивался над трудягой Чиной. Но земля, как говорится, круглая, а лето — короткое. Пришлось лентяю к брату идти — повинился и попросил приютить. Беззлобный Чина обид не таил и спас Селя от холодной смерти, а затем и избу ему срубить помог. Так и появилось селение Чинагорт (дословно — дом Чины).

По другой версии Чинагорт — также «дом Чины» — но в этой легенде Чина — женщина. Пришла она в эти земли с неким Истоминым. Мужчина скоро-наскоро срубил избу на отшибе — ни окон, ни дверей, только лаз в земле — и подался на Каму — то ли бурлачить, то ли разбойничать, а Чину в доме оставил.

Придя проведать живущую поодаль соседку, карповцы и узнали, что зовут ее Чина, от гостинцев соседей женщина отказалась, сказав что у неё есть кормилец. С тех пор и поползли по окрестностям слухи, что Чина и с лихими людьми знается, и даже с лесным духом Деманом дружбу водит. Говорили, что ушкуйники в ее доме награбленное прячут и морозные зимы пережидают, а поймать их не могут потому, что из избы к реке и в лес ведут подземные ходы. А Истомин, поговаривали, у разбойников атаманом был.

Откуда пришли в эти места Чина с Истоминым неизвестно, но можно предположить, что Чина — это сокращенное имя от Аксинья, а Истомин — происходит от славянского Истома. Такие имена в то время были распространены в Новгороде, Великом Устюге и Москве. Да и период, когда происходили описанные события совпадает с заселением Пермских земель новгородцами.

В третьем же сказании Чины нет ни в мужском, ни в женском обличии, а вот изба на отшибе и Истомин есть: в этой интерпретации зырянин Истомин покинул родные края скрываясь от рекрутчины — не хотелось, дескать, ему четверть века солдатскую лямку тянуть. «Камская вольница» же издавна слыла приютом для беглых. Заприметив уединённое место на берегу реки соорудил хижину да печку-каменку сложил. Соседи карповцы замечая дым вдалеке над одиноко стоящим домом стали называть это местечко «тшина горт» (дословно с коми-пермяцкого — «дымящий дом»).

Здесь стоит заметить, что скрывался Истома, вероятно, не от рекрутчины — ее в 20-ых годах XVII века не было, а от «посохи» — посошная повинность заключалась в поставке даточных людей для военной службы. В XVII веке «костяк» армии составляли дворяне, помещики и стрельцы — служили они бессрочно, а посошная рать из крестьян и посадских людей созывалась по мере необходимости и срок службы в этом случае был неопределенный. Рекрутская же повинность, подразумевавшая воинскую службу сроком на 25 лет была введена лишь в 1699 году Петром I.

В 1983 году вышла в свет еще одна версия происхождения слова Чинагорт: в своих трудах кандидат филологических наук Антонина Семёновна Кривощекова-Гантман рассказывает историю некой женщины — вдовы, приплывшей на плоту с двумя сыновьями в устье Велвы. Увидя возносившиеся над лесом клубы дыма, семейство причалило к берегу и направилось в сторону селения, обнаружив деревню с курными избами — Важгорт — они прозвали селение «тшина горт» — дымная деревня.

Можно предположить, что здесь сама история служит лишь для придания некой образности лингвистической теории возникновения названия. В то же, что женщина с двумя детьми плыла на плоту против течения верится с трудом даже в рамках легенды. Да и нынешний Чинагорт был основан вблизи старинного чудского городища спустя века после того, как легендарные чудины оставили это место.

Доподлинно до сих пор неизвестно, какая из версий появления Чинагорта более близка к реальности и близка ли хоть одна из них. Однако в каждой сказке есть и доля правды: лихоимцы и впрямь промышляли в этих местах, селились здесь и беглые, и искавшие свободы. Рассказы о кладах тоже вполне реальны — их до сих пор ищут и порой находят.

При использовании материалов ссылка на источник обязательна: https://epos.house/chinagort-chud-da-razboj/

Будем благодарны за поддержку проекта: https://yoomoney.ru/to/4100117713305501