«В наше время никакой психологии не было и выросли нормальными!»
Раньше я так реагировала на эту фразу, когда с кем-то делилась, что хожу к психологу из своей пассивно-агрессивной адаптации:
«Ну и кто вам сказал, что вы нормальные?»
С поступлением в НИУ «ВШЭ» при написании эссе по предмету Основы психологического консультирования появилась возможность разобраться с этим вопросом, выбрав тему: «Культурно-исторические предпосылки консультативной практики».
Итак, действительно ли психология — это какая-то новинка, запудривающая всем голову или это устоявшаяся практика по исцелению души?
Как удалось выяснить, люди во всех обществах, во все времена испытывали эмоциональные или психологические страдания, также, как и поведенческие проблемы. В каждой культуре есть хорошо организованные ритуалы, которые помогают людям справляться с подобного вида проблемами. Таким способом оказания психологической помощи в христианстве, например, является исповедь. Когда человек чувствует тяжесть на душе, давление окружающей действительности, он приходит к священнику, чтобы поделиться наболевшим: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея 11:28).
Как я узнала из лекций по предмету «Основы психологического консультирования» одним из методов оказания психологической помощи является проговаривание клиентом свой проблемы. Таким образом уже проговаривая священнику о своем горе, исповедующийся облегчает свою душу. Принимая во внимание, что «наша эра» летоисчисляется от Рождества Христова, мы можем смело сказать, что оказанию психологической помощи в форме исповеди не меньше 2000 лет.
Но в своем эссе я решила не «копать» на глубину 2000 лет, а ограничиться временным промежутком в 200 лет.
До начала XVIII века люди преимущественно жили в аграрном обществе, основанном на небольших сельских общинах, живших в соответствие с религиозным мировоззрением. В сельской общине каждый житель подробно знает все особенности соседа: чем живет, какие у соседа привычки, что происходит в семье.
Таким образом при малейшем отклонении поведения от того, что выгодно и целесообразно общине, быстро корректировалось. В христианской культуре, преобладающей на тот момент в общинах, форма исповеди носила коллективный характер – человек должен был выйти перед приходом и покаяться в своих грехах, после чего он получал коллективное наставление или в крайнем случае отлучение от церкви.
Психологическое консультирование, как форма эмоциональной поддержки и личностной адаптации, развилось в западных индустриальных обществах.
В городской промышленной культуре жизнь индивида более анонимна чем в сельской общине и может регулироваться через правила и закон. Представление о себе и своем предназначении в мире стало трансформироваться: на смену коллективному менталитету приходит более индивидуалистический.
Следите за продолжением.
Как я пришла к этим размышлениям в своей жизни, читайте здесь