Найти тему
Герои Истории

«Александр I представляет Наполеону калмыков, казаков и башкир русской армии». Из истории одной картины

«Александр I представляет Наполеону калмыков, казаков и башкир русской армии (июль 1807 года)». Картина французского живописца Пьера-Ноласка Бержере, написана в 1807 году после заключения Тильзитского мира. Мирное соглашение двух императоров было воспринято с большим энтузиазмом во Франции, порядком уставшей от войн, которые продолжались почти без перерыва с 1792 года.

Художник Бержере, ученик самого Жака-Луи Давида, запечатлел на своём полотне момент, когда после состоявшегося смотра российских войск, Наполеону были представлены всадники так называемой иррегулярной кавалерии: казаки, башкиры и калмыки. Едва ли живописец присутствовал на встрече в Тильзите: одежда всадников не похожа на казачью униформу того периода. Кавалеристы скорее напоминают характерных персонажей салонных картин-арабесок, выполненных в манере пафосного неоклассического стиля, моду на который ввел Ж.-Л. Давид.

Воинов бескрайних российских степей помнили в Европе со времен Семилетней войны. Их колоритный вид делал их запоминающимися, а боевые качества через несколько лет вновь были оценены по достоинству. Во время вторжения Наполеона в Россию в 1812 году летучие отряды русской иррегулярной кавалерии участвовали в битвах, а также совершали быстрые обходные маневры, глубокие рейды и нападения, появлялись в самых неожиданных местах, сея панику в рядах французских войск. Казаки были одними из главных участников партизанской войны, развернувшейся на территории, подконтрольной наполеоновской армии.

Во время Заграничного похода 1813-1814 годов, русская армия имела в своем составе порядка 50 казачьих полков. В ряде европейских городов при появлении казаков местные жители поднимали восстания и изгоняли французскую администрацию. Так было в вестфальском Касселе, в нидерландских Утрехте и Антверпене. В голландском Утрехте вплоть до Первой мировой войны отмечался Kozakkendag («День казака»), в честь освобождения от французов 28 ноября 1813 года.

Грозная слава российских иррегулярных войск использовалась наполеоновскими пропагандистами как символ «дикой азиатской России». Казаками пугали французского обывателя, однако после вступления русской армии в Париж в 1814 году пропагандистские мифы рассеялись. Русские вели себя дисциплинированно и цивилизованно, в отличие от наполеоновских солдат в Москве двумя годами ранее.

Целая серия популярных ироничных рисунков германского художника Георга Эмануэля Опица была посвящена теме присутствия русских казаков в Париже. Ссылка на статью "Казаки в Париже в 1814 году: рисунки Г.Э. Опица" дана здесь и в конце данного текста.

Популярность казаков отразилась даже на европейской моде: некоторые мужчины стали отпускать бороды и носить так называемые "казачьи брюки". В Великобританию брюки этого фасона были завезены в 1814 году, когда русский царь Александр I приехал в Лондон из России на празднование мира, последовавшее за отречением от престола Наполеона Бонапарта накануне.

-2

Казаки из свиты Александра носили брюки аналогичного фасона, которые были удобны при верховой езде. Брюки имели полный разрез на бедре и сужались к низу. Ремни на пуговицах под подъемом стопы не давали ткани задраться.

Ранее на данном канале целая серия статей была посвящена теме восприятия русских войск в Европе во времена наполеоновских войн.

Рекомендую к прочтению:

Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.

Будет интересно!