«Александр I представляет Наполеону калмыков, казаков и башкир русской армии (июль 1807 года)». Картина французского живописца Пьера-Ноласка Бержере, написана в 1807 году после заключения Тильзитского мира. Мирное соглашение двух императоров было воспринято с большим энтузиазмом во Франции, порядком уставшей от войн, которые продолжались почти без перерыва с 1792 года.
Художник Бержере, ученик самого Жака-Луи Давида, запечатлел на своём полотне момент, когда после состоявшегося смотра российских войск, Наполеону были представлены всадники так называемой иррегулярной кавалерии: казаки, башкиры и калмыки. Едва ли живописец присутствовал на встрече в Тильзите: одежда всадников не похожа на казачью униформу того периода. Кавалеристы скорее напоминают характерных персонажей салонных картин-арабесок, выполненных в манере пафосного неоклассического стиля, моду на который ввел Ж.-Л. Давид.
Воинов бескрайних российских степей помнили в Европе со времен Семилетней войны. Их колоритный вид делал их запоминающимися, а боевые качества через несколько лет вновь были оценены по достоинству. Во время вторжения Наполеона в Россию в 1812 году летучие отряды русской иррегулярной кавалерии участвовали в битвах, а также совершали быстрые обходные маневры, глубокие рейды и нападения, появлялись в самых неожиданных местах, сея панику в рядах французских войск. Казаки были одними из главных участников партизанской войны, развернувшейся на территории, подконтрольной наполеоновской армии.
Во время Заграничного похода 1813-1814 годов, русская армия имела в своем составе порядка 50 казачьих полков. В ряде европейских городов при появлении казаков местные жители поднимали восстания и изгоняли французскую администрацию. Так было в вестфальском Касселе, в нидерландских Утрехте и Антверпене. В голландском Утрехте вплоть до Первой мировой войны отмечался Kozakkendag («День казака»), в честь освобождения от французов 28 ноября 1813 года.
Грозная слава российских иррегулярных войск использовалась наполеоновскими пропагандистами как символ «дикой азиатской России». Казаками пугали французского обывателя, однако после вступления русской армии в Париж в 1814 году пропагандистские мифы рассеялись. Русские вели себя дисциплинированно и цивилизованно, в отличие от наполеоновских солдат в Москве двумя годами ранее.
Целая серия популярных ироничных рисунков германского художника Георга Эмануэля Опица была посвящена теме присутствия русских казаков в Париже. Ссылка на статью "Казаки в Париже в 1814 году: рисунки Г.Э. Опица" дана здесь и в конце данного текста.
Популярность казаков отразилась даже на европейской моде: некоторые мужчины стали отпускать бороды и носить так называемые "казачьи брюки". В Великобританию брюки этого фасона были завезены в 1814 году, когда русский царь Александр I приехал в Лондон из России на празднование мира, последовавшее за отречением от престола Наполеона Бонапарта накануне.
Казаки из свиты Александра носили брюки аналогичного фасона, которые были удобны при верховой езде. Брюки имели полный разрез на бедре и сужались к низу. Ремни на пуговицах под подъемом стопы не давали ткани задраться.
Ранее на данном канале целая серия статей была посвящена теме восприятия русских войск в Европе во времена наполеоновских войн.
Рекомендую к прочтению:
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.