В январе 2021 года администрация Байдена, вернувшись в Белый дом после правления Трампа, поставила перед собой цель восстановить веру в мировое лидерство Америки.
Во внешней политике демократы предприняли простые и эффектные шаги, вернувшись в международные институты и соглашения, покинутые при Трампе. Они приняли жёсткие меры по усилению давления на Россию и Китай. Попытались дисциплинировать союзные автократии Турцию и Саудовскую Аравию.
Внутри страны обновление демократии и объединение расколотого общества виделись задачей важной, но невыполнимой. Поэтому администрация Байдена сосредоточила основные усилия на недопущении возврата Трампа и создании основы для победы следующего демократического кандидата.
Все силы были брошены на юридический, информационный и психологический дожим Трампа. Миграционное и избирательное законодательство стало подгоняться под изначальное преимущество демократов на следующих выборах всех уровней. Развернулась пропаганда дорогостоящих национальных программ, реализация которых у потенциальных избирателей должна ассоциироваться с демократами и не могла быть отменена республиканцами.
Раздув украинский кризис, американцам удалось напугать европейцев «российской агрессией». Новые государства начали стучаться в двери НАТО. США получили право на продление военно-политического присутствия в Европе. К этому добавилась европейская зависимость от энергоресурсов США. Появилось основание требовать от европейцев двойной оплаты за свою безопасность и благосостояние. Эти достижения администрация может записать себе в актив.
Китай на американские провокации продолжает реагировать сдержанно. В американо-китайских отношениях продолжается напряжённая состязательность в различных областях. Сдерживание Поднебесной идёт по военным и торгово-технологическим направлениям.
Турция и Саудовская Аравия, нужные США для борьбы с Китаем и Россией, начали демонстрировать собственные интересы в международных делах. Решать вопросы с ними, как раньше, наскоком, не получается. Требуются серьёзные дипломатические усилия и более сложные комбинации.
В тупик зашли переговоры с иранцами, возвращение США в «иранскую сделку» кажется менее реальным, чем два года назад. Теракт в посольстве Азербайджана, атака дронов в Исфахане дают основания говорить о близкой войне с Ираном.
О политике Соединённых Штатов в отношении Афганистана в публичном пространстве вспоминают всё реже. К счастью для Байдена эту неприятную страницу его президентства удалось перелистнуть.
Подыграли Байдену внутренние оппоненты – республиканцы. Поражение Трампа вызвало раскол в их рядах. Одни оказались зациклены на личности Трампа, другие – на его популистских идеях. Воспользовавшись этим, демократы переиграли республиканцев на выборах в Сенат, а на выборах в Конгресс уступили не так разгромно, как ожидалось.
Стремление самого Байдена идти на второй срок радости у большинства однопартийцев не вызывает. Второй человек в иерархии вице-президент Камала Харрис держится в тени. В её компетенциях и потенциале у демократов всё больше сомнений. Другим кандидатам от демократов не хватает либо опыта, либо популярности у избирателей, либо политического веса.
Поэтому основной интригой политического сезона в 2023 году станет попытка отыскать кандидата, которому теоретически можно было бы передать управление в обстановке, когда мировая политика входит в крутое пике.
Буду благодарен за ваши комментарии и лайки.
Если статья понравилась, поделитесь в соцсетях!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ.