«Реквием по Украине»… «рыхлая театральная депрессия без катарсиса».
Это об опере «Мазепа», версии 2021. Именно в этом коронавирусном году состоялась премьера «Мазепы» Чайковского в Большом. Уже девятая версия постановки в этом театре.
По обычаю, вошла я в зал на увертюре. Выбор лука дело непростое. Помог китайчонок: посылала фотки, он выбрал бирюзу. Я и сама склонялась к этому комплекту: «Мазепе» идет яркость и блестяшки. Именно поэтому я невольно выделялась из толпы, особенно на высоте, под крышей Большого😀
«Своими чудными очами, своими тихими речами старик меня приворожил», - пела Мария. А я подумала: как это верно.Действительно, возраст не играет роли, когда поражают ум и речи…
«Ужель любовь для стариков заказана!» - это уже из арии Мазепы, - Пылает сердце старика».
А вот это уже перебор: с возрастом душа остывает. И сердце уже не пылает. Зато на заднике сцены реально пылали дома. Пожары от взрывов. То ли Гражданская, то ли кадры современных боев на Донбассе. И ведь что удивительно: текст арий 19 века, а звучит, словно вчера написан:
«Мы в обиду не дадим…Москаль…», - чем не наши дни. «Москаляку на гиляку»…Москали - с тех времен идет все это. А нам Запад пытается внушить иное: мол, агрессоры россияне. Какие агрессоры? Мазепа когда жил? Кому служил и изменил? Как со шведами связался? Сейчас Украина в тех же местах союзников ищет. Разве нет?
Странно, но пишут, опера «Мазепа» гораздо менее популярна - тогда и сейчас, чем «Онегин» или «Пиковая дама». И все же критики отмечают, «что из всех попыток Чайковского («Воевода», «Опричник», «Чародейка») «Мазепа» — самая удачная: композитору удалось гармонично соединить фольклор, историческое повествование и мощную лирическую линию, показав драму судеб героев в контексте противоречивой Петровской эпохи».
https://www.classicalmusicnews.ru/reports/bolshoi-mazepa-2021-2/
Постановку 2021 года не все критики оценивают позитивно. Вот пример такой оценки: «рыхлая театральная депрессия без катарсиса».
А вот это верно: «Новая работа режиссера Евгения Писарева и его команды (сценография — Зиновий Марголин, пластика — Албертс Альбертс, костюмы — Ольга Шаишмелашвили, свет — Дамир Исмагилов, видео – Анастасия Быкова, хореограф — Ирина Кашуба) привносит в оперу о Малороссии явный историко-политический мотив, причем трактованный с учетом текущих реалий».
В третьем акте на сцене уж не палаты гетмана, а сожженный автобус наших дней на Донбассе. Герои переоделись в камуфляж, сняв жупаны. А старинные пищали сменили на автоматы. И как ни странно, это совершенно органично смотрится. История повторяется.
«И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет», как говорится.
Печальная новость вечера: скончался Вячеслав Назарук - художник, автор мультиков про «Кота Леопольда» и «Мамонтенка».
Светлая память. Со святыми упокой. Прощание в Первой Градской. Это «место, где умирают», сказал мне в свое время о больнице ее главврач по фамилии Свет. Плохое место. Всегда вспоминаю маму, проезжая мимо. Там же прощались мы с нею.
А на «Мазепу» очень советую сходить. Великолепная опера. Шедевр!