Когда-то очень давно поморы строили из него дома и промысловые избы на побережье Белого, Баренцева и Карского морей, а на островах архипелага Шпицберген он и вовсе был единственным доступным материалом, прочным и долговечным...
Природа подарила человеку особенный и уникальный ресурс не только для строительства, но и для самовыражения – дрифтвуд. О том, что это и как его можно использовать в творчестве, мы поговорили с настоящим мастером своего дела Ярославной Родригес-Вега
– Что такое дрифтвуд?
– Я так скажу: смотри вокруг и тогда что-то появится у тебя внутри. Дрифтвуд – это, если по-русски, плавник, дерево, которое очень долго пробыло в море. Это дерево, которое просто росло и упало, попало в море. Оно очень долгое время проводит в солёной воде, его там бьёт о камни, бьёт друг о друга шторм. В итоге волной его выбрасывает на берег, и, под действием соли и солнца, оно высыхает, приобретает, во-первых, гладкость, во-вторых, белёсый оттенок. А я и другие мастера эти деревяшки ходим и собираем. Мне помогают дети, мне помогает муж. Мы это всё находим, привозим домой.
– Какой характер у этого материала?
– Каждая деревяшка своеобразная, двух одинаковых не найдёшь. Это не напиленные ровно бруски. Я их собираю, рассматриваю, ищу: как же она будет смотреться, куда её приложить. Иногда только через год приходит какая-то идея. Обычно они очень крепкие, потому что просоленные. Соль укрепляет. То, что ломается, просто отсеивается или идёт на мелкие детали, на крышу, на какие-нибудь лавочки, скамеечки. Что-то крупное я режу на домики, что-то большое и нестандартной формы обычно использую под основание. И вот из этого появляются дома, маяки. Иногда к ним рождаются сказки: про служителей маяка, про жителей, которые обитают в этих домиках, про людей, которые приехали в этот городок.
– Когда Вы сделали своё первое изделие из дрифтвуда? С чего всё началось?
– Изначально я пробовала делать домики из соснового бруса. Абсолютно ровные и идеальные, немножко, конечно, потёртые, но искусственно, искусственно состаренные. Моя подруга, художница, показала маяк из морской деревяшки и спросила, смогу ли я повторить. Я не была уверена, что получится, но сделать подобную работу давно хотелось, поэтому решила рискнуть.
– Что обычно заказывают? Делаете ли Вы повторы?
– В самом начале я чаще всего делала ключницы, и люди уже по привычке просят их. Но повторять не всегда интересно, я, конечно, стараюсь внести какие-нибудь отличительные детали... Есть люди, которые заказывают что-то новое. Иногда я сама просто в порыве творчества делаю что-то новое. Сейчас, к сожалению, времени очень мало.
– Есть какие-то сложности?
– Взаимодействие с заказчиком, когда я не понимаю, чего от меня хотят, или сам человек не понимает, что ему нужно. Также, честно скажу, не люблю, когда просят сделать точный повтор до малейших деталей. Потому что всё-таки морская деревяшка сложна для точного копирования, она имеет свои изгибы, своё движение. Поэтому, когда я беру такие заказы, долго ворчу про себя. Думаю, зачем мне это вообще надо? Но обычно получается что-то хорошее.
– Как творец, часто недовольны своими работами?
– Конечно, и такое бывает. Иногда смотришь – ну, ерунда же. Проходит день, ночь... Понимаю, что надо вот это доделать, тут подкрасить, и тогда будет хорошо. Обычно такие работы самые любимые. Ты думал, что надо выкинуть, а в итоге что-то добавляешь и получается лучше, чем ты задумал.
– Заказчики, в основном, из России или из-за рубежа тоже бывают?
– И те, и другие. Сейчас, правда, с международной доставкой сложности. Несколько заказов отвалились. Мои работы уезжали в Мексику, Америку, Германию, Израиль, наверное, ещё куда-то. Ближнее – Казахстан. По России очень много. Есть заказчики, которые возвращаются: год назад одна женщина заняла очередь, я отдала ей заказ в ноябре, потом она встала в очередь ещё раз. И ещё раз. Сейчас некоторые люди ждут по полгода, то есть, чтобы вы понимали, этот человек встаёт в очередь третий раз, ещё долго ждать.
– Случались ли забавные истории?
– Кстати, вот место в области, которое я очень люблю – парк «Александрия». Очень хороший, очень душевный. Мы были на побережье. И тут идёт мужик с бензопилой. Понимаете? Мужик. С бензопилой. В парке. Апрель месяц. Холодно. Я думаю, ну, это судьба! Говорю мужу: «Лёш, попроси его...». Он отвечает: «Нет». Я бегу, за мной бегут дети. Мужчина видит детей, меня. Подумал, что я сумасшедшая, наверное. С этой пилой начинает уходить. Я говорю: «Подождите. Помогите». Он, видимо, услышал. Попросила распилить найденную деревяшку. В общем, он распилил, я её собрала в пакеты, муж дотащил до машины. Именно из этого напила я сделала свой самый первый маяк. Дальше тоже забавно: он у меня стоял дома год, был никому не нужен. Кроме меня. Я его так сильно любила, что он, видимо, не продавался вообще. Однажды пришла женщина и сказала: «Беру». Этот маяк. Эту любовь. И она его купила, подарила подруге, подруга поставила его в саду. Надеюсь, он там ещё стоит. Эта подруга потом писала мне, что маяк, действительно, «любовь». Хотя для других это просто обычная деревяшка. Но я столько в неё вложила, что маяк получился с любовью.
– Что Вас вдохновляет?
– Красота в глазах смотрящего. В нашем городе очень много красоты, когда смотришь, ты это понимаешь. Мы часто забываем, что… вернее, мы, наверное, всегда помним, что Россия большая и красивая страна, но раньше мы зачастую стремились куда-то уехать. Сейчас же нас поставили в такие условия, что мы, наконец, посмотрели, грубо говоря, вглубь себя. Путешествовать по России очень интересно. Природа очень красивая, люди чудесные. На самом деле, вот говорят, что русские хмурые, угрюмые, но мы искренние. Мы улыбаемся тогда, когда мы хотим улыбнуться, когда нам радостно, приятно. Мы улыбаемся от души. Если ты куда-то едешь и улыбаешься, то и тебе в ответ улыбнутся, помогут, принесут, угостят чем-то вкусным.
Познакомиться с творчеством Ярославны можно тут: https://vk.com/rod_yasa
Обязательно посмотрите и почитайте замечательные истории!
#широтарусскогосчастья #дрифтвуд #широта