Вот полезно все-таки читать интересные факты о просмотренном фильме. Хотела я поругать "Подозрение" Альфреда Хичкока, но узнав подробности о съемках фильма, передумала это делать.
В конце 30-х годов студия RKO ( выпускала такие фильмы как "Кинк-Конг" и "Эта замечательная жизнь") приобрела права на экранизацию романа "Перед фактом" писателя Энтони Беркли Кокса и поручила одному из своих сценаристов подготовить сценарий. Когда снимать картину предложили Хичкоку, тот отверг предложенный сценарий, и заявил, что будет работать над фильмом при условии, что в качестве сценаристов будут задействованы его жена Альма и ассистентка Джоан Харрисон.
Главная героиня картины Лина - застенчивая девушка, которая рискует остаться старой девой. Познакомившись с обаятельным Джонни Эйсгартом, она моментально влюбляется и скоропалительно выходит замуж за практически незнакомого ей человека. Вскоре выясняется, что Джонни беден, имеет множество долгов и совершенно не хочет работать. Узнавая все больше и больше о темных делишках мужа, Лина приходит к выводу, что Джонни хочет убить ее.
На роль Лины Хичкок взял уже снимавшуюся у него в "Ребекке" актрису Джоанн Фонтейн. На роль Джонни планировали Лоуренса Оливье, но тот запросил слишком высокий гонорар, и в картину был приглашен Кэри Грант. До этого времени Грант был известен по ролям в нескольких комедиях, и съемки в триллере "Подозрение" стали для него отходом от привычного жанра. И вроде бы нужно радоваться, что снимаешься у такого режиссера как Хичкок, но Грант съемками был недоволен. Во-первых, его задевало то, что на роль изначально планировали другого актера. Во-вторых, Хичкок, по мнению Гранта, слишком много уделял внимания Фонтейн, игнорируя его персону. А Джоан Кэри недолюбливал, считая истеричной и непрофессиональной. После съемок в "Подозрении" Грант дал слово больше не играть в фильмах Хичкока, и слово это не сдержал. Он снялся еще в трех картинах режиссера ("Дурная слава", "Поймать вора" и "На север через северо-запад"), стал с Хичкоком друзьями и благодарил того за то, что в 50-х реанимировал его карьеру.
В своих фильмах Хичкок мастерски манипулирует зрителем, и "Подозрение" не стало исключением. Чего стоит эпизод, когда Джонни поднимается по темной лестнице, держа в руке стакан с молоком, в котором, и по мнению Лины, и по мнению зрителей, находится яд. Для придания сцене большей эффектности и жутковатости в стакан была помещена светящаяся лампочка.
В прокате "Подозрение" имело успех, собрав при бюджете в 1 миллион долларов 4,5 миллиона. Хичкок не изменяя себе, появился в своей картине в крошечном эпизоде - на 45 минуте он бросает письмо в почтовый ящик.
Фильм был номинирован на 2 премии Оскар за лучший саундтрек и за лучшую женскую роль. И Фонтейн стала единственной из актеров, снимавшихся в картинах Хичкока, кто получил заветную статуэтку. Кстати, Джоан была в одной номинации со своей сестрой Оливией Де Хэвилленд, с которой была не в лучших отношениях. Думаю, после победы Джоан над Оливией враждебности между сестрами не убавилось (подробности здесь). Бытует мнение, что Фонтейн получила номинацию, так как в прошлом году ей не достался Оскар за "Ребекку", в которой она была более убедительна, чем в "Подозрение". А некоторые специалисты вообще считали, что премию вместо Фонтейн нужно было отдать Кэри Гранту. Актер видимо был с этим согласен, потому что, по слухам, узнав о награде Джоан, устроил истерику.
Теперь о том, как большие боссы испортили "Подозрение". Без спойлеров не обойдется, но постараюсь все карты не раскрывать. Хичкок в "Подозрении" показывает любимчика публики Гранта с крайне невыгодной стороны. В RKO забеспокоились, что фильм может подпортить киношную репутацию актера. Пока Хичкок был в командировке, продюсеры вырезали из фильма все сцены, в которых Грант выглядел угрожающе. Вернувшись, Хичкок в ужасе обнаружил, что его фильм длится всего 55 минут. После долгих переговоров было решено вернуть все вырезанное назад, но изменить финал. И этими изменениями фильм был испорчен. Финал получился нелогичным, наивным, глупым и совершенно не вписывающимся в концепцию истории. Да, Лина была бесхарактерной, влюбленной дурочкой, но не заслуживает она такой участи, которую ей прописали в новой версии сценария. Ведь люди то не меняются!
Хотя в версии Хичкока с ней тоже поступили не лучшим образом. Но тут, что называется сама виновата. Зато какая эффектная концовка:
Я придумал такую сцену. Кэри Грант несёт жене стакан отравленного молока — как раз в тот момент, когда она заканчивает письмо матери: «Дорогая мамочка, я отчаянно люблю его, но не хочу жить с убийцей. Пусть сама я умру, но общество следует оградить». Тут входит Кэри Грант с роковым стаканом и Джоан Фонтейн произносит: «Не отправишь ли это письмо маме, дорогой?» Она выпивает молоко и умирает. Наплыв и короткий кадр: Кэри Грант, беспечно насвистывая, подходит к почтовому ящику и бросает в щель письмо.
Михаил Трофименков Weekend
"Подозрение" смотреть стоит. Хичкок, как обычно, мастерски увлекает зрителя, напряжение возрастает с каждым кадром, Грант отлично играет свою роль, вызывая у зрителя отторжение. Вот только, когда подойдет время финала, чтобы не разочароваться, закройте глаза и вспомните ту развязку, которую хотел подарить своему фильму Альфред Хичкок.