Найти тему

Почему Покрышкина в Перми ждало горькое разочарование, из-за чего он не хотел учиться и как на свалке оказалась его памятная доска

Памятная доска Александру Покрышкину, ул. Монастырская, 12, Пермь. Фото: Марина Сизова
Памятная доска Александру Покрышкину, ул. Монастырская, 12, Пермь. Фото: Марина Сизова

Легендарный летчик, трижды герой Советского Союза - выпускник Пермской школы авиатехников.

Первая же воздушная схватка Александра Покрышкина закончилась катастрофой. Он подбил советский самолёт, пилот которого выжил, но штурман погиб. Так бесславно, трибуналом и бесчестием, могла закончиться карьера бывшего выпускника Пермской школы авиатехников. Но судьба ему уготовила другое. Он стал легендой отечественной авиации.

На здании, где он учился, установлена памятная доска.

Обычно каждый год руководство Пермского краевого совета ветеранов, бывшие выпускники училища, представители авиабазы «Сокол», ДОСААФ собирались у этой памятной доски Александру Ивановичу (с 2012 года - ул. Монастырской, до этого - Орджоникидзе, 12). И с ней связана целая, можно сказать, почти детективная история.

Горькое разочарование в Перми

В Перми уроженец Новониколаевска (Новосибирска) Александр Покрышкин проучился с июня 1932-го по декабрь 1933 года. Сюда он приехал из Сибири учиться на лётчика.

Здесь Александра, как он сам пишет в мемуарах, ждало первое горькое разочарование.

В училище закрыли лётное отделение и стали готовить только авиационных техников. Об этом курсанты узнали только по прибытии на место.

Покрышкин вспоминает, как это было:

«– Тебе обязательно надо быть лётчиком? И, вероятно, таким, как Чкалов? – шутливо спросил меня начальник училища.

– Обязательно, – угрюмо ответил я.

– Что мне с вами делать?! – иронически усмехнулся начальник. – Все вы обязательно хотите быть Чкаловыми, хотите летать. А кто же займётся моторами? И меня оставили в технической школе».

В других источниках Покрышкин утверждает, что начальник училища пригрозил отобрать комсомольский билет в случае отказа от учёбы.

«Однако должен признаться, что учёба в школе принесла мне большую пользу. Я хорошо изучил материальную часть, приобрёл серьёзные технические знания и навыки. Всё это пригодилось на войне», – вспоминал Александр Иванович позже.

Доска на мусорной свалке

Школа авиатехников располагалась в здании на улице, которая не раз меняла название, Монастырская, Орджоникидзе... Сегодня эта улица снова называется Монастырская.

Это бывшее здание ВКИУ, рядом с художественной галереей. Учреждение не раз меняло своё название, тем не менее оставаясь военным учебным заведением.

В 1990 году на стене здания со стороны набережной установили каменную памятную доску. Покрышкин с неё смотрел на Каму.

В 2003-м здание училища (тогда здесь располагался Пермский военный институт ракетных войск) было передано коммерческим структурам. И в нём расположились офисы и кафе.

-2

Во время переезда, передачи здания, ремонтов забегались, засуетились, а когда оглянулись, оказалось, что памятная доска Покрышкину куда-то бесследно исчезла.

Тревогу забил Сергей Остапенко, бывший директор музея ВКИУ: «Я выступил на телевидении с просьбой вернуть памятную доску или хотя бы сообщить, что с ней стало», – рассказывал он мне в 2011 году.

И ведь повезло! Нашёлся Покрышкин. Правда, не каменный. А его гипсовая копия. Аж на Гайве.

Есть две версии, как гипсовый слепок оказался на свалке. Одна из них гласит, что после смерти скульптора Владимира Дубровского, который выполнил памятную доску Покрышкину, часть его работ оказалась на свалке.

Здесь-то и нашёл слепок гайвинец Алексей Алтунин.

Сам Алтунин рассказал следующее: «Я в то время работал на насосной станции. Курсантам, по всей видимости, после того как закрыли головное здание на Орджоникидзе, дали задание очистить помещения от хлама. Они весь мусор привезли на Гайву. Там я и нашёл Покрышкина».

Алтунину стало жалко трижды Героя Советского Союза. Он не понаслышке знал, кто такой Александр Иванович Покрышкин, сам имел отношение к авиации.

«Нельзя так делать, нельзя историю выбрасывать на свалку. Тяжеленная такая доска, помнится, была, еле дотащил», – вспоминает он.

В его гараже гипсовая копия пролежала несколько лет. Пока совершенно случайно (он никогда раньше не смотрел этот канал) по какому-то странному, но, возможно, закономерному совпадению Алтунин не наткнулся на ту самую передачу.

И в мае 2008 года, перед самым Днём Победы, памятная доска, выполненная по той гипсовой копии и посвящённая легенде советской авиации, вновь была торжественно открыта на бывшем здании ВКИУ, только уже на другом месте. Теперь прославленный лётчик смотрит не на Каму, а на здание художественной галереи, бывшего кафедрального собора.

«Самолёты на аэродром как раз летают через галерею и училище, – отмечал Сергей Остапенко. – Покрышкин словно провожает их взглядом. А самолёты словно салютуют: «Ваш полёт продолжается».

Текст: Марина СИЗОВА

(отрывок статьи в "Пермских новостях" за 2011 год)

Пермь
215 тыс интересуются