Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Загадочная картина Франсиса Пикабиа

Творчество Франсиса Пикабиа, французского художника-авангардиста, не назовешь простым, а тем более - приятным. Художник он эксцентричный, никогда не подчинялся никаким политическим или стилистическим догмам. Начиная как художник, писавший добротные, типично французские пейзажи, постепенно отошел от общепризнанных канонов, и создал свое, несравнимое ни с кем, искусство. Относиться к его творчеству можно по-разному, но отрицать талант никак нельзя. Сегодня предлагаю рассмотреть одну из картин Франсиса Пикабиа. Картина "Адам и Ева" принадлежит к серии его картин "Прозрачность". Над темой прозрачности в живописи Пикабиа начал работать в 1927 году. Наслаивая друг на друга разные живописные слои, художник создавал произведения, полные двусмысленности и глубокого смысла. На картине "Адам и Ева" тоже видна многослойность. На фоне темного, почти неразличимого эдемского сада изображены две фигуры - мужская и женская. А поверх их наложено большое лицо, исходящий свет из которого и освещает всю сц

Творчество Франсиса Пикабиа, французского художника-авангардиста, не назовешь простым, а тем более - приятным. Художник он эксцентричный, никогда не подчинялся никаким политическим или стилистическим догмам.

Начиная как художник, писавший добротные, типично французские пейзажи, постепенно отошел от общепризнанных канонов, и создал свое, несравнимое ни с кем, искусство. Относиться к его творчеству можно по-разному, но отрицать талант никак нельзя.

Сегодня предлагаю рассмотреть одну из картин Франсиса Пикабиа.

Франсис Пикабиа. Адам и Ева, 1931
Франсис Пикабиа. Адам и Ева, 1931

Картина "Адам и Ева" принадлежит к серии его картин "Прозрачность". Над темой прозрачности в живописи Пикабиа начал работать в 1927 году. Наслаивая друг на друга разные живописные слои, художник создавал произведения, полные двусмысленности и глубокого смысла.

На картине "Адам и Ева" тоже видна многослойность. На фоне темного, почти неразличимого эдемского сада изображены две фигуры - мужская и женская. А поверх их наложено большое лицо, исходящий свет из которого и освещает всю сцену.

Как я уже написала, сам фоновый пейзаж практически неразличим, скрыт в темноте. Лишь немногие ночные отблески освещают части деревьев.

Адам и Ева стоят рядом друг с другом. Фигуры Адама и Евы были вдохновлены классической статуей "Орест и Электра" из Национального археологического музея в Неаполе.

"Орест и Электра", 1 век н.э.
"Орест и Электра", 1 век н.э.

Но если фигуры в неаполитанской статуе имеют невыразительные лица, характерные для античного стиля, то фигуры Пикабиа наполнены жизнью.

Это слияние классического и библейского в картине Пикабиа подчеркивает многослойную структуру картины. Художник смело соединяет вроде бы несоединимое, внося его в современное искусство.

Но самым загадочным в картине, конечно, является нанесенное поверх лицо.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Появляется третье измерение, о котором Марсель Дюшан, близкий друг и коллега Пикабиа, сказал: "Благодаря сопоставлению цвета и прозрачных форм картина, по сути, выражала ощущение третьего измерения без помощи перспективы".

Это огромное лицо с сардонической улыбкой поражает разительным контрастом со строгими выражениями двух главных фигур.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Таким образом Пикабия создает картину, смысл которой ускользает от точной интерпретации. Тем более что образ центрального лица остается неизвестным.

Художник оставил для зрителя простор для фантазии. Каждый может сам определить, кто это. Бог, дьявол или ты, зритель, отраженный в картине?

Несомненно, картина "Адам и Ева" является ярким примером смелого воображения и технического мастерства Пикабиа. И даже те, кто скептически относятся к современному искусству, должны признать, что выполнена она с большим мастерством.