Найти тему

Разумный эгоизм любви

Медовый месяц, Карл Томсен, 1893
Медовый месяц, Карл Томсен, 1893

Будущий медик излагает девушке (как много можно было обсудить во время кадрили) свою теорию любви. Между людьми должна быть не просто любовь, а любовь-страсть. Разницу он демонстрирует так: ради простой любви жертвуют собой, чтобы не допустить мучений любимого, а когда любовь-страсть, то так заботятся о любимом, чтобы «он вообще не чувствовал никакого принуждения или стеснения, исходящего от любящего». Иными словами, настоящая любовь – это в первую очередь ничем и никем не стесненная свобода для любимого. Вместе с тем абсолютная свобода в любви не самоцель. Это средство устранить из любви тревоги, и тогда останется лишь чистая любовь, которая по своей природе «весела и беззаботна».

Но не все так прямолинейно, как показывают дальнейшие события в романе. Несмотря на то, что автор вооружил своих героев теорией разумного эгоизма, так что они тщательно взвешивают свои намерения и совершают поступки только если они приносят личную пользу, «возвышенные чувства» дают о себе знать непредсказуемым образом, хоть их и объявляют второстепенными и состоящими «из того же стремления к пользе».

Ставший формальным мужем бежавшей из семейной паутины девушки молодой теоретик понимает необходимость оберегать зародившуюся любовь от ряда угроз. Он обеспокоен тем, чтобы в любовь не вкралось «вредное чувство» признательности спасителю или чувство обузы на пути его возможной блестящей карьеры, и как на их отношения повлияет ущемляющий девушку «недостаток возможности блистать в обществе и богато наряжаться». Но с этим набором подводных камней любви легко справляется оптимизм практического благоразумия, вытекающий из теории разумного эгоизма, при условии, что в нее нужно также обратить и возлюбленную. Как и следовало ожидать – единомыслие возобладало.

Сделаем небольшое отступление и опишем несколько необычный при взгляде со стороны характер бытовых деталей этой внезапной, но теоретически обоснованной и бережно охраняемой любви. У молодых есть нейтральная комната, и без позволения друг к другу являться нельзя. На недоумение квартирной хозяйки, что молодые не видят друг друга неодетыми, следует разъяснение, что «так-то любви больше, и размолвок нет». Удовлетворилась ли ответом хозяйка не уточняется, я ее муж согласен: «А и это на правду похоже, Петровна: отчего же на чужих-то жен зарятся? Оттого, что их в наряде видят, а свою в безобразии».

Курс лекций "Пространства осознанной любви" на YouTube

Книга "Атлас любви"