Фамилия у этого актёра запоминающаяся и, кстати, дворянская, древнего рода. Но даже те, кто не вспомнит фамилию, точно не перепутают внешность. Он не играл главных ролей, но способен был украсить любой второй план. Этот милый, добрый человек не играл отрицательных ролей. Это, видимо, бесполезно. Даже если бы ему дали роль серийного убийцы-расчленителя, любой суд бы оправдал его, лишь по внешнему виду.
Казалось бы, что может быть общего у Юрия Васильевича с войной? Он, хоть и играл пару раз генералов, но исключительно комического плана.
И тем не менее, можно прочитать во многих источниках, что этот замечательный человек прошёл всю Великую Отечественную войну, был на Курской Дуге, освобождал Украину.
Конечно, хочется узнать, как же судьба сохранила его на трудных военных дорогах для будущих зрителей. Я попробовал собрать всё, что возможно.
Юрий Васильевич действительно прошёл всю войну, и даже больше. Ибо в армию он попал в 1939 году, сразу после школы — угодил под «Ворошиловский призыв», когда стали, в том числе забирать, и 18-летних, со средним образованием. А демобилизовался лишь в 1946 году. Так что почти семь лет в строю. Действительно он был на Курской Дуге и прошёл всю Украину.
Но есть одно уточнение. Служил Катин-Ярцев в железнодорожных войсках. До 1943 года он проходил службу на Дальнем Востоке и оказался в действующей армии в апреле, как раз перед Курской битвой. 14-я железнодорожная бригада, вместе с 7-й и 19-й, входила в 3-е управление военно-восстановительных работ, которое обеспечивала работу тыла Воронежского фронта.
О железнодорожных войсках рассказывают мало, не самая героическая это составляющая вооружённых сил, а потому менее интересно. Но без них никуда. В России без железных дорог никуда. И на войне — тем более. Непосредственная задача железнодорожных войск — обеспечить работу железных дорог в прифронтовой полосе. То есть, хоть трава не расти, но поезда ходить должны по назначению и вовремя. Надо сказать, что вроде бы работа у военных железнодорожников не предполагает даже приближаться к переднему краю. Поезда ходят в тылу. Есть правда бронепоезда и им рельсы и шпалы нужны целые и невредимые даже в самом жарком бою, ну у них на то свои ремонтные части.
Однако, железнодорожные части, в отличие от некоторых других, тоже находящихся в тылу, вооружались. Пусть и старыми иностранными винтовками. Но были и пулемёты. И надо сказать, в 1941 году железнодорожникам повоевать пришлось немало, даже в атаку ходить. В то время немцев неожиданно можно было увидеть в десятках километров от переднего края, и порой сражаться с ними было некому, кроме военных железнодорожников.
Впрочем, в 1943 году наши войска уже всё больше наступали и железнодорожным частям в бой вступать не приходилось.
Что касается Катина-Ярцева, то служил он во входившем в 14-ю железнодорожную бригаду 63-м отдельном мостовом железнодорожном батальоне. Без мостов любая железная дорога встанет, и в условиях военного времени приходилось эти вопросы решать очень быстро. Мы как-то привыкли, что переправами войск занимаются понтонёры, но железнодорожный состав на понтонах не переправить. Конечно, возведение полноценного железнодорожного моста через крупную реку, пусть не Днепр, а хотя бы Березина — дело многих месяцев, которых на войне нет. Но как-то справлялись, возводя что-то временное, а то и просто дамбы насыпали.
Но Юрий Васильевич не просто мосты строил или ремонтировал. У него должность была наинтереснейшая, ибо старший сержант Катин-Ярцев был начальником водолазной станции. Оно и понятно, хоть в мирное время, хоть на войне, но работа по строительству и ремонту мостов без водолазов не обходится. Только на войне добавляются ещё и мины, с которыми водолазам приходится иметь дело.
Надо сказать, что чинить мосты хоть и тыловая работа, но не лишены опасностей, причём вполне боевых. Если почитать сводки мостовых батальонов, то значительная часть донесений — это сообщения о бомбардировках. Собственно, бомбили немцы не как в кино — чтобы сплошные разрывы. Сбросят несколько бомб, да и то в основном мимо. Самые частые повреждения — разрушено несколько метров железнодорожного полотна, что по военному времени пустяки. Более серьёзные разрушения, повреждения подвижного состава упоминается крайне редко.
Также и с минами приходилось дело иметь, порой с печальными последствиями.
Что касается самого Катина-Ярцева, то что-то конкретное о нём мне найти не удалось, хотя перелистал все 114 страниц журналу боевых действий 63-го мостового батальона.
Награждён он дважды. В первый раз медалью «За боевые заслуги» 25-го октября 1944 года.
Вторая награда — орден «Красная Звезда» от 23-го мая 1945 года.
Как видим, основные заслуги по комсомольской линии.
К сожалению, это всё, что можно рассказать про фронтовую биографию этого замечательного человека.
В любом случае, надо помнить, что на войне у каждого своё место, и любое место важно. Не всем бросаться с гранатами под танки, да и просто ходить в атаку. Судьба сохранила этого человека для нас, чтобы он радовал своим замечательными ролями. Что тут ещё добавить…
***
Рекомендую вам мою статью: