РАЗМЫШЛЕНИЯ У ЦЕРКОВНОЙ ОГРАДЫ...
Размышления у церковной ограды…
Наверное, именно так можно было бы назвать мой следующий материал.
Он не несёт в себе обличающих фактов или наоборот, фанатично восхваляющих нот.
Это взгляд человека, изучившего проблему с богословской, морально-этической и нравственной стороны.
Но этот мой взгляд сугубо субъективен. И отражает только и исключительно моё личное мнение. И мнение тех, кто, как и я, сумел посмотреть со стороны.
В последнее время идёт очень много разговоров о вызывающе роскошной жизни духовенства, о его кичливости и гордыне, о скандалах, связанных с церковным бизнесом, о повсеместном использовании церковью административного (чиновничьего) ресурса, о бесстыдном несоответствии между проповедями, которые священник или епископ произносит с амвона и его реальной повседневной жизнью, о лжи, оскверняющей «священные» уста.
Возможно, не всё здесь соответствует истине.
Хотя истину, как я уже писал ранее, каждый воспринимает по-своему.
Возможно.
Но, согласитесь, дыма без огня не бывает.
И если такие разговоры ведутся – следовательно для этого есть вполне весомые основания.
Всего лишь несколько моих личных наблюдений из жизни современного «священства» и наблюдения, сделанные моими друзьями.
А в параллель – то, каким был настоящий священник когда-то. И каким должен был бы стремиться стать сегодня.
Пьянство и обжорство.
Неизгладимый бич современного духовенства.
Сколько раз я наблюдал это собственными глазами!
Должен сказать, что пьяный священник – зрелище намного более неприглядное, чем валяющийся в канаве пьяный бомж.
Тем более – пьяный священник, совершающий церковный обряд.
Стол священника и епископа поражает обилием эксклюзивных и экзотических блюд и продуктов. И это вместо аскезы, предписанной служителям Божиим, а тем более монашествующим. Хотя, по большому счёту – это не так страшно, если «батюшка» снискал любовь и уважение своей паствы настолько, что она готова безоговорочно удовлетворять его гастрономические потребности.
А ведь на заре христианства пастырь довольствовался тем, чем с ним поделятся прихожане. В равной степени делил с ними и стол, и кров. А чаще – даже отказывался от пищи, видя, что людям в тягость выделить ему лишний кусок хлеба. И за это был особенно любим и уважаем. Никогда не оставался без тарелки каши и без крыши над головой.
Гордыня и высокомерие.
Я не знаю, с кого берут пример современные священнослужители, но доброй и уважительной приставки «отец» перед именем - достойны единицы.
Порой посмотришь на священника, выпускника семинарии и академии, - и увидишь перед собой, как минимум, «генерального директора космической электроклизмы». А пообщаешься на философские, религиозные или даже исключительно жизненные темы и поймёшь, что абсолютно зря тратишь время на такого человека. Кроме разочарования и опустошения твоего кошелька он ничего не привнесёт в твою жизнь.
Раньше к священникам и епископам шли за советом в трудную минуту, когда человек стоял на распутье и терзался сомнениями в принятии того или иного решения.
И от каждого такого старца, независимо от его возраста и сана, веяло мудростью и смирением.
Он никогда не отказывал во встрече и разговоре, ссылаясь на занятость или усталость.
Никогда и ничего не просил взамен.
Но люди после встречи с таким человеком на долгие годы сохраняли в своих душах свет радости и истины.
Сребролюбие и церковный бизнес.
Ни для кого не секрет, что храмы, равно как и священнослужители со своими чадами и домочадцами, должны на что-то содержаться.
И что добровольных пожертвований может не хватать на оплату коммунальных услуг.
Для этого и существует мелкорозничная торговля иконками, крестиками, полиграфической продукцией, свечами и другими мелочами, столь нужными простому христианину в повседневной жизни.
Есть и такое понятие, как требы. Это религиозные обряды или таинства, совершаемые священнослужителями «по требованию» мирян". Крестины, венчание, отпевание, освящение, соборование и т.д.
Вот тут-то и стирается грань между «надо для жизни» и «хочу для роскоши».
Редко кто из священников довольствуется принципом: «что подадите – того и достаточно».
В основном «батюшки» заламывают цену, удивляющую даже прожжённых менеджеров современного бизнеса.
Исходя из того, что раз вам это надо – значит это ваш каприз. А за свои капризы надо платить. И платить много.
И люди платят. Сжав кулаки и сцепив зубы.
Платят. Чтобы потом навсегда отвернуться если не от церкви, то от такого «батюшки» точно.
А что касается бизнеса и административного ресурса…
Здесь даже мои наблюдения не нужны.
Достаточно посмотреть на церковные автопарки, гостиницы, заводы и магазины. Побывать в храме Христа Спасителя и поинтересоваться, почём аренда зала церковных соборов для проведения концерта очередной поп-звезды?
Или «стать на пути» зарабатывания денег «скромным батюшкой».
Тут же будут сделаны доверительные звонки государственным чиновникам, по совместительству являющимся «духовными чадами» этого «батюшки».
И помеха будет оперативно устранена с пути благообразного священника-бизнесмена, добывающего средства не просто на жизнь, а на беззаботную жизнь, "достойную его сана".
А ведь раньше люди тянулись к священнику, как к источнику знаний, средоточию доброты, и примеру, подражать которому в его жизни и служении было настолько трудно, что давалось не каждому. И уж если получалось идти по пути, указанному таким священником – то сам идущий становился тем, кто достоин нести в этот мир Слово Божие, Его Любовь и Его Доброту.
Не подумайте, я не хочу сказать, что сегодня нет достойных священников и епископов. Безусловно есть.
Но их доля настолько мала в общем кагале, рвущемся к власти и роскоши, что почти не заметна.
Но я точно знаю, что пока существует даже эта малая, ничтожная часть, пока останется в живых хотя бы один праведник – Свет Христов не покинет землю. И человек не уподобится животному, поставившему превыше всего удовлетворение собственных похотей и инстинктов.
Живите сердцем…
(© Copyright: Святослав Моисеенко «ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ»)