Музыка – это один из важнейших элементов в кинематографе, она способна усилить эмоциональную нагрузку и повысить впечатление от фильма. Создание музыки для кино является делом творческим и вызывает множество трудностей, так как музыка должна соответствовать сюжету, а также учитывать посыл фильма. Наиболее известные композиторы, создающие музыку для кино, такие как John Williams, Hans Zimmer и Ennio Morricone, не только предоставляют качественную музыку, но и помогают сделать фильм более эффектным. Например, в фильме "Список Шиндлера" музыка John Williams усиливает трагическую атмосферу и добавляет эмоциональную глубину. Также музыка может служить инструментом для передачи настроения и повышения напряжения в фильме. Например, в фильме "Интерстеллар" музыка Hans Zimmer создает атмосферу загадки и таинства, помогая зрителю погрузиться в сюжет и безграничную вселенную.
Но в этой статье я бы хотел затронуть не столько самих композиторов, сколько режиссеров. Рассказать как они подбирают музыку, чем руководствуются. Постараемся в целом понять их метод на конкретных примерах.
1. Гай Риччи
Гай Ричи известен своим подходом к выбору музыки для своих фильмов. Он имеет репутацию автора эклектичных саундтреков, в которых часто используется классический рок, хип-хоп и электронная музыка. Один из методов, которым режиссер выбирает музыку для своих фильмов, — это использование песен, которые ему нравятся и которые он находит волнующими. Например, в своем фильме «Большой куш» он выбрал песни таких исполнителей, как Oasis, Elastica и The Prodigy, чтобы создать энергичную и харизматичную продуктивность. Кроме того, Ричи тесно сотрудничает со своим музыкальным руководителем, чтобы найти песни, которые дополняют тон и настроение каждой сцены. Он считает, что музыкальная история расширяется и расширяется для связи с персонажами. В своем фильме «Шерлок Холмс» Ричи использовал классическую музыку, такую как произведения Бетховена и Моцарта, чтобы передать настроение викторианского Лондона. Музыка также сохраняет тему интеллекта и дедукции в драке. Еще на заре своей карьеры Гай Ричи решил, что хочет противопоставить свои фильмы классическому британскому кино, которое у него ассоциировалось с костюмными драмами и спокойным темпом повествования. Очень часто режиссер прибегает к рваному монтажу что неизбежно влечет за собой использование быстрой и энергичной музыки.
"Когда я пишу, я никогда не задумываюсь о том, какая музыка должна звучать. После этого я иду к своей картотеке из любимых мелодий из музыкальных автоматов и делаю так: давайте попробуем это, теперь это., . Все это может определить характер сцены просто потому, что эти мелодии много для меня значат."
Гай Ричи
2. Квентин Тарантино
Квентин Тарантино хорошо известен своим уникальным музыкальным выбором в своих фильмах, тщательно выбирая песни, которые часто улучшают настроение, атмосферу и тон каждой сцены. Именно с музыки режиссер начинает свою работу над фильмом. Тарантино берет малоизвестные песни и дает им новую жизнь, включая их в свои фильмы. Он также часто включает в свои работы отсылки к другим фильмам и поп-культуре, еще больше подчеркивая роль, которую музыка играет в его фильмах. Например, в «Криминальном чтиве» он использовал классическую рок-песню «Misirlou» Дика Дейла, чтобы открыть фильм, подготовив почву для яркой и наполненной энергией истории. В "Kill Bill" он использовал смесь классических треков соул и R&B, таких как "Twisted Nerve" Бернарда Херрманна и "The Grand Duel" Эннио Морриконе, чтобы создать характерный звук для саундтрека к фильму. А в "Джанго Освобожденный" во время последней сцены Тарантино включает реп хоть и действия происходят в конце 19 века, но это смотрится вполне уместно.
Еще одним примером является известная сцена из «Бешеных псов», демонстрирующая контраст между музыкой и действием, — печально известная сцена «Stuck in the Middle With You». В этой сцене мистер Блонд (которого играет Майкл Мэдсен) мучает полицейского под оптимистичные и веселые звуки песни Stealers Wheel «Stuck in the Middle With You». Резкий контраст между насилием на экране и беззаботным характером песни создает напряженную и тревожную атмосферу. Эта сцена считается одной из самых запоминающихся в фильме и является ярким примером уникального использования Тарантино музыки для усиления эмоционального воздействия сцены. Текст песни, в котором говорится о том, что он «застрял в середине» ситуации, приобретает мрачно-юмористический оттенок, когда он противопоставляется жестоким действиям мистера Блонда на экране. Такой прием заставляет зрителя испытать сложную гамму эмоций. Вот что о ней говорит сам режиссер:
"Смысл песни "Stuck in the middle with You", которая такая легка, бодрая, классная песня, не в том что она делает сцену легче. Нет, из-за нее становится еще тяжелее смотреть! Потому что вы смотрите, внезапно, начинается приятная мелодия, и вы такие: о, как здорово! - начинаете притопывать, ведь такая привязчивая песня. Майкл Медсен танцует свой танец. И внезапно: БУМ! Понимаете, что начинается жесть. И вы такие: господи! Вы сидите и смотрите, но уже слишком поздно. Вы уже соучастники..."
3. Кристофер Нолан
Кристофер Нолан известен своим скрупулезным вниманием к деталям, включая использование музыки в своих фильмах. Он часто сотрудничает с композитором Hans Zimmer для создания оригинальной музыки, которая дополняет и улучшает настроение и атмосферу каждой сцены.
В интервью Нолан сказал: «Музыка - очень важная часть процесса создания фильма. Это элемент, который действительно может диктовать, как публика чувствует себя от момента к моменту». Его цитировали, как он сказал, что, по его мнению, музыка должна быть «невидимой» в фильме, она должна поддерживать и усиливать визуальные эффекты и диалоги, а не подавлять их. Нолан известен своим использованием нетрадиционных музыкальных элементов, таких как использование тикающих часов в «Начале», которые служат музыкальным мотивом на протяжении всего фильма и подчеркивают центральную тему фильма о времени. Он также часто использует музыку, чтобы создать интригу и напряжение, как в сцене из «Темного рыцаря», где Джокер грабит банк под звуки «Murder My Heart» Майкла Эндрюса и Гэри Джулса.
Для фильма "Интерстеллар" Нолан хотел музыку, которая передала бы ощущение чуда и эпического масштаба, а Циммер представил стремительную, эмоциональную музыку, в которой использовалось сочетание традиционной оркестровки и экспериментальных техник. Музыка характеризуется использованием парящих струнных секций, запоминающихся органных мелодий и включением мотива «гравитации», который представляет собой центральную концепцию фильма о силе, которая формирует нашу жизнь и нашу вселенную. Циммер и Нолан тесно сотрудничали на протяжении всего производства фильма, а Нолан давал конкретные рекомендации по музыкальному направлению фильма. По словам Циммера, Нолан часто проигрывал ему отрывки из фильма и просил его немедленно отреагировать музыкально. Этот совместный процесс позволил Циммеру реагировать на визуальные эффекты в режиме реального времени и создавать музыку, которая идеально соответствовала эмоциональной арке фильма. В результате получилась мощная и трогательная музыка, которая подняла «Интерстеллар» на новую высоту и помогла ему стать одним из самых известных научно-фантастических фильмов последних лет. С тех пор музыка к фильму получила высокую оценку как зрителей, так и критиков, и является свидетельством силы сотрудничества между Ноланом и Циммером.
_________________________
Спасибо за прочтение и не забудьте подписаться!