Марокканский стиль — это сочетание нескольких ярких культур! С одной стороны — искусные исламские традиции, с другой — колоритные африканские берберские, с третьей — традиции испанских и французских колонизаторов.
Мощный ансамбль ремесел, архитектурных и дизайнерских идей привел к тому, что архитектура и дизайн Марокко стали уникальным воплощением этнического микса.
Марокканские дома: риады 🕌
Марокканские риады (виллы со внутренним двориком), медресе (университеты), мечети (церкви) украшены мозаикой, арочными сводами, искусной резьбой и невероятными куполами… Эта красота не может не вдохновлять любителя архитектуры и дизайна интерьера!
Архитектурный дизайн риад восходит к римской эпохе. Считается, что риад является адаптацией типичной римской виллы. Но так как конкретно здесь марокканцем хотелось получить оазис посреди пустыни — возникли райские бассейны и сады. Кстати, кроме риадов (riad) есть еще дар (dar) — такая же вилла, но без сада, просто с мощенным двориком
Марокканский риад — это прямоугольная вилла в два этажа, но в центре у нее — внутренний дворик, окруженный галереями (балконами с крышей). В центре дворика может быть бассейн или фонтан, но обязательно — патио, как летняя гостиная и столовая.
Внутренние дворики делались из-за обилия солнца и жаркого климата, чтобы можно было отдыхать в тени. По размеру риады бывают разные, но средняя площадь — около 400 квадратных метров, потому что и семьи в Марокко исламские и большие.
Большинство риадов, которые дожили до наших дней, до сих пор являются частными виллами или стали бутик-отелями. Они построены в период 1750–1850 гг.
Внутренние дворики — это наследие греко-римской империи, а еще раньше — Ближнего Востока (времен Месопотамии и позже), а что было до этого — мы просто не знаем.
Интересно, что в Индии есть аналог — сады chahar bagh (правда, они гораздо просторнее), а в Испании внутренние дворики стали называться андалузийскими патио (andalusian patio). От обычных патио их отличает именно наличие балконов-галерей и расположение внутри здания (а не сзади или сбоку).
Более раннюю архитектуру с 13 до 19 века можно найти в медресе и мечети. Медресе — это университеты, а мечети — религиозные сооружения. Здесь тоже в центре есть дворик, но он уже похож на площадь, а балконы-галереи — огромные коридоры шириной 4–10 метров. Отличие мечети — минарет и огромный купол в зале для молитв.
Интересно! Купить отреставрированный роскошный риад с дизайнерским интерьером и бассейном можно за 3–5 миллионов евро. Правда, по размеру он будет напоминать мини-бутик-отель.
Зеллидж 🦚: глазурованный кирпич — марокканская плитка с эффектом ручного обжига
⭐️ Новая плитка 2023 года в стиле зеллидж — Coco от Equipe (Испания)
Плитка зеллидж — это прямоугольная плитка ручной работы с эффектом неравномерного обжига. Хотя не только переливы по полутонам делают ее такой особенной, но и глазурованная (глянцевая) поверхность. Сейчас она активно используется в таких стилях, как ретро, средиземноморский, скандинавский, мемфис и даже лофт.
⭐️ Плитка под зеллидж — Harmony, Bari
Изготовление зеллиджа само по себе считается искусством, передающимся из поколения в поколение мастерами-ремесленниками. Требуется длительное обучение, чтобы привить необходимые навыки. В Фесе ремесленники начинают обучение в возрасте от 6 до 14 лет, и среднее ученичество длится примерно десять лет, плюс еще много лет требуется для получения статуса маалема.
В 1993 году правительство Марокко ратифицировало Конвенцию о правах ребенка (КПР), отменяющая практику использования детей младше 15 лет на работах, которые являются опасными или препятствуют их образованию.
Сейчас в Марокко существует 58 ремесленных школ. Однако интерес к изучению именно этого ремесла падает. В 2018 году в ремесленной школе в Фесе обучалось 400 учеников, но только 7 из них учились делать зеллидж.
Древнее искусство исчезает, но ему на смену приходит мода на керамическую плитку под глазурованный зеллидж, которую изготавливают все ведущие бренды плитки и керамогранита Испании и Португалии.
Зеллидж: мозаичная плитка из керамики
Есть у зеллиджа и другое официальное значение — мозаичная плитка, также из Марокко, Алжира и Туниса (и всей Мавритании), имеющая исламские корни.
По сути это тот же зеллидж, только не прямоугольный, а размерами 1x1, 1x1,5, 2x2 см (и т.п.) и используемый в качестве мозаики для сборных панно (например, с исламским орнаментом Girih). Ею обычно украшались мечети и богатые дома.
Производится керамическая мозаика также, как и плитка зеллидж, но из маленьких кусочков вручную потом собираются орнаменты.
⭐️ Мозаичное панно 260х300 Art&Natura в оттенках лазури
⭐️ Мозаика Art&Natura из натурального камня в оттенке бирюзовой лагуны
Интересно, что она вышла из моды в 15 веке, и только в Марокко ее производят до сих пор. И даже на тех же фабриках, что и раньше. Она тоже имеет гладкую глазурованную поверхность.
⭐️ КАТАЛОГ МОЗАИКИ ДЛЯ БАССЕЙНА ARDO STUDIO
⭐️ Художественное экзотическое панно из мозаики “Павлины в зарослях” от Art&Natura Decoro
⭐️ Мозаика Art&Natura Classic Glass в оттенке таинственной лагуны
⭐️ Панно из стеклянной мозаики Art&Natura Decoro с колибри
Зеллидж как мозаика чаще всего использовалась для мощения полов и покрытия нижней части стен внутри зданий, на внешней стороне минаретов и на некоторых входных порталах. Преобладали геометрические мотивы, хотя постепенно сформировались и более сложные узоры. Реже создавались растительные или цветочные арабески.
⭐️ Панно ТУКАНЫ из стеклянной мозаики 15х15 от Art&Natura Decoro
В оттенках преобладали белые, синие, красные, желтые (с использованием оксидов железа или хрома желтого цвета), темно-коричневый марганцевый оттенок. Зеллидж встречается даже в некоторых христианских испанских дворцах того же периода, где работали мусульманские или мудехарские мастера.
Плитка куэнка: наследие Севильи
Кстати, есть еще плитка куэнка / ариста (cuenca), которая берет свои корни в мозаичной плитке зеллидж, но датируется 15–16 веками в Испании. Это — совершенно другой тип. Если зеллидж — это мозаика, а узор составляется вручную, то здесь мы имеем дело с невероятной, совершенно иной технологией. К концу 15 и началу 16 веков Севилья стала важным центром производства плитки, известной как куэнка («полая») или ариста («гребень»).
В этой технике мотивы были сформированы путем надавливания металлической или деревянной формы на необожженную плитку, оставляя мотив (грани рисунка с кромкой около 3 мм). Потом каждая зона раскрашивалась, и вся плитка обжигалась. Это было похоже на более старую технику cuerda seca, но более эффективную для массового производства.
Мотивы на этих плитках имитировали более ранние исламские и мудехарские узоры из традиции мозаики зеллидж или представляли собой микс с более современными европейскими, например, готикой или итальянским ренессансом.
Плитка такого типа производилась вплоть до 17 века и активно экспортировалась из Испании в другие европейские страны и в испанские колонии в Северной и Южной Америке.
Энкаустическая плитка: массовое производство в Европе из разноцветной глины
Энкаустическая плитка имеет другой формат и почти не использовалась в Марокко. Энкаустику и куэнку/аристу можно спутать, но только из-за узоров. Оригинальная куэнка — глиняная, с эффектом 3D, и выпуклыми гранями зон. Тогда как энкаустика — это уже бетонная плитка из глины разных цветов, сформированных прессом при массовом производстве. Ее уже придумали в Европе (Англия, Франция, Италия).
Сейчас керамическая плитка под энкаустику — плоская, а под куэнку — имеет 3D-формат разных типов. Да и узоры в куэнке более яркие, нестандартные, сочные, чем в энкаустике.
⭐️ Плитка под энкаустику (новинка 2023 года!) Harmony, Casablanca
Азулежу: наследие Португалии с ручной росписью кистью
Интересно, что португальская (и испанская) плитка азулежу тоже имеет отношение к зеллиджу (даже синтаксически). Но здесь глазурованной плиткой стало другое ремесло — искусная роспись с изображением флоры, цветочных рисунков, орнаментов, фруктов или предметов быта.
⭐️ Коллекция этнической плитки Peronda, FS (азулежу, зеллидж, энкаустика)
Азулежу (или азуле́йжос) — это изразцы, глиняная плитка, расписанная сверху красками и обоженная в печи. Роспись ранее была ручной работы, хотя узор и повторяли. Традиционный формат — 14x14 см. Важной деталью является то, что узоры в энкаустике повторяются, а в азулежу 5–6 принтов комбинируются на ковре типа пэчворк. Есть еще азулежу бело-голубой, типа фресок и панно, где каждая часть (будто в пазле) тоже расписывалась отдельно, но в итоге составлена в картину.
🔥 ARDO STUDIO 🔥 — это крутая модная плитка и керамогранит, дизайнерская сантехника, стеклянная и каменная мозаика и изделия из камня!
⭐️ Я.ДЗЕН ⭐️ VK ⭐️️ Instagram ⭐️ Официальный сайт ⭐️ Telegram-канал
Шоу-рум ARDO STUDIO
⭐️ ARDO STUDIO — это ЛЮКСОВЫЙ ШОУ-РУМ 1000 м² керамогранита, плитки, сантехники, а также мастерская мозаики и изделий из камня.
⭐️ Особые условия для дизайнеров! Встречаем итальянским кофе!
⭐️ Адрес: Москва, ул. Дениса Давыдова, 4 ⭐️Тел.: +7 (495) 645-78-97