Группа «Кино», на мой взгляд, одна из лидеров в стране по числу переизданий своих альбомов. Причем характерная особенность в том, что по звуку они сильно отличаются. Сравните, например, с «Алисой», где за редким исключением вроде подправленной скорости у «БлокАды», вообще не разберешь, в чем там разница.
Причина, в общем-то, понятна. В девяностых, когда альбомы «Кино» начали массово выходить на CD, группы уже не существовало, и некому было контролировать процесс. Разрозненные усилия привели к тому, что издавали из того, что было.
«В течение долгого времени права на издание группы «Кино» принадлежали «Moroz Records». Марианна Цой продала их Саше Морозову. А Саша, будучи человеком экономным, владельцам фонограмм платить уже не хотел. Поэтому выпускал диски с тех копий, которые ему дала Марианна», - так описывает эту ситуацию руководитель лейбла «Отделение Выход» Олег Коврига.
Многие вообще «Морозовские» издания и особенно ремастеры считают откровенно плохими. У меня не настолько хороший слух, возможно, а может просто привык к ним (все-таки у меня, как и у многих из моего поколения, «Кино» началось именно с этих версий), поэтому так сказать не могу. Но, например, известный звукорежиссер Евгений Гапеев, по словам того же Ковриги, охарактеризовал их как изданные с какого-то… Плохих исходников (он другое слово употребил), при том, что есть хорошие.
В общем, запутаться в этих переизданиях - как нечего делать. Я их слушал не все, но многие, поэтому решил поделиться списком своих самых любимых с пояснением, за что они мне нравятся. Очень рад любому мнению в комментариях - так мы сделаем картину объективнее и тем, кто набредет на этот текст, проще будет разобраться. Итак, поехали!
45 - CD «АнТроп» и «Отделение выход»
У этого издания вообще интересная история - как Коврига (издатель) с Тропилло (звукорежиссер исходной записи и обладатель оригинала) не смогли договориться с правообладателями, но все равно решили выпустить тираж, потому что «лучше так, чем никак». Об этом лучше почитать у самого Ковриги, но факт в том, что звук здесь правда на голову выше всех предыдущих изданий. Некоторые звуки я вообще услышал впервые, даже не подозревал, что они там были. Например, бэк-вокал стал отчетливо слышен. Особенно отличается песня «Я Асфальт», которую раньше издавали прям с очень плохого исходника.
В общем, очень надеюсь, что однажды они там все как-то между собой договорятся и это издание станет основным на всяких стриминговых сервисах. Здесь правда слишком заметна разница.
46 и «Начальника Камчатки» пропущу, почему-то не зашли эти альбомы в целом, слушал их слишком мало.
«Ночь» - LP «АнТроп» и «Отделение выход»
Здесь схожая история - исходник был у Андрея Тропилло, поэтому, когда наконец-то переиздали с него, вышло очень хорошо. Но разница уже не столь заметна, потому что все-таки «Ночь» и раньше переиздавали лучше, чем 45. И еще - странный нюанс, но не я один обратил внимание - почему-то в этом издании винил звучит лучше, чем CD-вариант. Явно какие-то особенности мастеринга. CD не впечатлил, не заметил большой разницы с другими.
«Это не любовь» - CD Maschina Records
До недавнего времени у меня любимой версией этого альбома был корейский винил. Но переиздание от «Машины» все изменило. Там подправили скорость альбома, и наконец-то она стала нормальной. Вот всегда казалось, что с ним что-то не так, но думал: не может же быть, чтобы столько копий издавали с неправильной скоростью. А нет, оказывается может. Слушается поначалу непривычно, но потом понимаешь - именно так этот альбом и должен звучать.
«Любовь - это не шутка» - CD Maschina Records
Здесь не то, чтобы есть, с чем сравнивать - все-таки это не альбом, а демозапись, которая официально не издавалась раньше. Но все-таки часть песен выходила бонусами, часть на сборниках. И вот тут заметно, что исходник стал гораздо лучше. Да что там - стало слушаться почти как полноценный альбом. Не оценил только идею с вставкой туда всего, что было на пленке - для коллекционеров может и хорошо, но когда слушаешь подряд надоедает.
«Группа Крови» - CD Gold Castle Records
Здесь тот случай, когда первое CD-издание сразу хорошо и вышло. Видимо потому, что вышло еще во время существования группы. Переиздания, на мой взгляд, все только портят. И изменение скорости у «Машины», на мой, опять же, слух, на пользу не пошло.
«Звезда по имени Солнце» - CD Maschina Records
А вот здесь переиздание получилось лучше первых CD. Очень хорошо поработали со звуком, альбом стал звучать качественнее что ли. В небольших нюансах, но заметно.
«Последний Герой» - любой CD
Вообще не слышу разницы в переизданиях этого альбома. Видимо причина та же - CD вышел при участии самой группы «Кино», и они сразу издали его как хотели. Хотя, учитывая, что мастер-лента сохранилась (с отдельными дорожками), и наверное даже проданную на аукционе запись одной из песен можно при желании арендовать у владельца, крайне было бы интересно послушать какое-нибудь другое сведение. А то часто жалуются, что оно там «попсовое» (с чем, кстати, я не согласен - мне оригинальное сведение очень нравится).
«Черный Альбом» / «Кино» - любой CD
Здесь причина другая. Изначальное издание мне нравится - его изначально свели в цифру, и каких-то проблем с ним нет. Я вообще думал, что лучше уже сделать не получится. Но нет - оказалось, что был еще более исходный исходник (аналоговый, который потом и сводили), и Maschina Records с ним сотворила чудеса. Звук стал «светлее» и детальнее. Хотя я не могу сказать, какая из версий лучше - эта или первоначальная. Обе хороши. Но обе и интересны по-своему.