Найти тему

Способы сохранения апостольского учения в Церкви

Оглавление

Почему вопрос вероучения вообще важен?

Потому что неправильная вера неспособна соединить человека с Богом:

"Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына" (2Ин. 1:9)

И апостолы многократно указывали на необходимость держаться того вероучения, которое изначально было получено от них:

"Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере" (1 Тим. 1:3-4)

"О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь" (1Тим. 6:20-21)

что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить" (2Тим. 2:2)

"Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2 Сол. 2:15)

"Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас" (2 Сол. 3:6)

"Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам" (1 Кор. 11:2)

"Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали" (1 Кор. 15:1-2)

"Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8)

"Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуд. 1:3)

Предание

Преданием называется всё то, что передаётся из поколения в поколение. Источниками Предания может быть очень многое: письмо, слово (и звуки вообще), изображение.

Апостольская вера была озвучена. Ни один текст, который сегодня мы относим к Новому Завету не существовал в первые годы апостольской проповеди. Христиане довольствовались лишь словом. Таким образом, изначально, источниками вероучения были сами апостолы, лично сказанные ими слова.

По мере роста количества общин, спустя годы, апостолы написали для них Евангелия и послания, а Иоанн Богослов написал пророческий текст о жизни Церкви от начала и до самого последнего её земного дня – «Откровение».

Церковь при апостолах, неоспоримо, – цельный единый сообщающийся организм. То, что не сообщалось с апостолами, не считалось и церковным организмом. Внутри этого организма апостолы создают и оставляют Церкви новозаветное Священное Писание — то, что позже Церковь назовёт Библией, куда войдут ветхозаветные еврейские тексты и новозаветные апостольские.

При этом, апостолы завещают хранить не столько тексты, сколько вообще само учение, оставленное ими не только письмом, но и устной речью:

что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить" (2Тим. 2:2)

"Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2 Сол. 2:15)

"Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас" (Деян. 20:31)

Достоверность Предания

Уже при апостолах создавались ложные учения (2Фес. 2:2). Авторы этих учений создавали искажённые, а также подложные тексты, претендующие на авторство апостолов, которые сами же апостолы отвергают.

Церковь же внутри себя хранит своё Предание (включая Писание), отвергая подложные тексты. Сами апостолы предупреждают общины, чтобы они не принимали ложных посланий, как будто ими посланных для привнесения нового ложного учения (2 Сол. 2:2).

Эти тексты создаются во внецерковной среде, чуждыми ей сообществами (как правило, гностического характера), а внутри Церкви находятся апостолы, которые всегда могут подтвердить или опровергнуть текст. Также, в Церкви находятся множество приближённых к апостолам людей, которые вместе с ними многие годы путешествовали, проповедовали, а некоторые и сложили с ними свои головы.

Уже во II веке православный епископ и апологет свт. Ириней Лионский (ученик ученика Иоанна Богослова) в своём защитном слове «Против ересей» указывает, что Церковь принимает только 4 Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

В IV веке ряд Соборов (Карфагенский, Лаодикийский) и ряд православных святых официально указывают состав Библии – признаваемых Церковью Священных книг ветхого и нового завета.

Таким образом, апостолы оставили Церкви сначала устное обширное Предание (три года день и ночь апостол учил только одну общинуДеян. 20:31), а примерно через несколько десятилетий и письменное – Евангелия и послания, которые Церковь бережно сохранила до этого дня.

Сегодня мы располагаем некоторыми манускриптами и фрагментами евангельских текстов I и II вв, полностью совпадающих с современным текстом. Это фрагменты с датировкой около 70 г. н.э., 90 г. н.э., 125-130 гг. н.э.

Подробный разбор достоверности написанного в сегодняшнем тексте Евангелия предлагается известным апологетом и миссионером, священником Георгием (Максимовым): https://www.youtube.com/watch?v=IF0GwhzpA9I – здесь он разбирает этот вопрос в контексте диалога с мусульманами, но сам разбор весьма глубок и, думаю, многим будет интересен.

Как Церковь пользуется Священным Преданием

Священное Предание (включая Писание) в Церкви имеет высший авторитет. Писанию ничто не может противоречить. При этом, часть Предания – труды святых отцов Церкви, используются по правилу «согласия отцов» (Consensus patrum)[1], т.е. то мнение отца принимается Церковью, которое согласуется с прочими мнениями предыдущих отцов, ну и, разумеется, со Священным Писанием. Говоря иначе, принимается то, чему учили все, всегда, и всюду. Прочие же идеи отца не имеют авторитета, даже если бы человек был святым, патриархом, или императором.

Другие источники

Также, источниками является и всё прочее, что мы видим в Церкви: архитектура храмов, устройство храма, его роспись, украшение, облачение священства, богослужебные тексты и песнопения, а также многое другое, что передаётся из уст в уста, из поколения в поколение.

Ну и, конечно же, живыми хранителями вероучения являются сами люди – члены Церкви.

Читать продолжение:

[ 5 < Назад | 6 | Вперёд > 7 ]

---

Источники:

[1] – Определение принципа «Согласия отцов». URL: https://azbyka.ru/soglasiya-otcov-princip-consensus-patrum