Итак, блуждая в лабиринте парадоксов любви мы столкнулись с глубинными противоречиями, связанными с выражением в любви трех исходных качеств женской души. Стремление заполнить внутреннюю пропасть слиянием душ останавливается перед ограничениями душевного единства, пластичность по отношению к мужчине наталкивается на опасение утраты собственных личностных оснований, заботливое желание питать мужчину от своих жизненных истоков натыкается на своеобразие потребностей мужского душевного рациона.
Эти энергетические узлы отношений любви можно попытаться вообразить, используя метафору прорастания семян в земле по аналогии с метафорой дерева Ницше. Увещевая юношу, мечтающего о подлинной свободе собственной души, и терзаемого сомнениями и холодом одиночества, Заратустра говорит ему: «С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину - ко злу».
Подобным образом отношения мужчины и женщины в любви можно сравнить с развитием растения в почве, мысленно заменив жесткую метафору «зла» на неизвестность или бесформенность. Случайно упавшее семя любви встречает благосклонную почву. Рост растения основывается на развитии корней, которые принимает пластичная и питающая их жизненными соками земля. Крупицы и соки почвы поднимаются вверх к свету в неузнаваемом преображенном виде древесины и листьев растения, раскрываются цветами и воплощаются в плодах. Знатоки любви от растениеводства могут также провести параллели с разным качеством семян и бонитетом почвы, влиянием своевременного и деликатного ухода, внесения обогащающих почву удобрений, а также жизненных обстоятельств в виде погодных условий в разные времена года.
В продолжение этой метафоры линию симметрии любви можно представить, как, с одной стороны, поверхность развивающихся укоренений любви, а с другой – как объемлющее эти корни узорное пространство земли. Возможно поэтому и возникает зеркальная иллюзия симметрии любви существ из разных миров, глядящих друг в друга в каждой точке своего постоянно обновляемого воплощения.
Возвращаясь в мир человеческих отношений, мы, к сожалению, обнаруживаем прообраз гармонии мужского и женского начал не подвластным светлому разуму, а отданным в услужение произволу свободной воли, безграничному воображению, самомнению, принципу удовольствия и другим человеческим страстям. Мы растрачиваем свои жизненные силы в бесконечной борьбе полов. Как часто молодые зеленые ростки и яркие цветы любви чахнут. Как печален вид этих бескрайних пожелтевших полей. Отсюда у края этого людского поля проясняется смысл нашего изгнания из рая: «умножу скорбь твою в беременности твоей» и «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Бытие 3: 16,17).