За прошлый год каталог Steam стал больше на 12 тысяч игр от независимых студий. Но они сгинули – и совсем не из-за бездарности разработчиков.
Каждый год выходят сотни фильмов. Это мы смотрим: независимое кино обязательно заметят критики и владельцы тематических изданий, стриминговые сервисы подберут продукт по вкусу. Зритель дойдет, купит билет, оформит подписку или включит телевизор в нужное время.
Каждый год публикуются сотни тысяч книг. Это мы читаем: независимых авторов литературы или комиксов обсудят знаменитости, их порекомендуют продавцы в магазинах, заметят узкопрофильные специалисты или аудитория твиттера.
Каждый год записываются миллионы музыкальных композиций. Это мы слушаем: на радио, в подборках, миксах, в рекомендациях музыкальных сервисов. Вообще проблем нет – пропущенное мы услышим в трейлерах, на стримах или где-то еще.
А что происходит с независимыми играми? Кто позаботится о том, чтобы они нашли своего потребителя в шуме рекламы? Скорее всего, вы никогда не увидите даже качественных, хороших продуктов от независимых студий.
Во всем виноват Steam
В 2022 году в Steam было выпущено более 12 тысяч игр от независимых студий. Где проходит их путь к игроку? Через Steam Discovery и «Похожие товары», где показываются новые игры. Погодите, но все мы видим в «Похожие товары» каждый день практически одни и те же предложения. Что происходит?
Как выяснил геймдизайнер Крис Жуковски, за год Steam выбирает для продвижения около 500 игр. Эти игры должны набрать около 1 тысячи или больше отзывов, чтобы попасть на глаза массовому пользователю. В 2022 году продвижения удостоились 550, больше тысячи отзывов собрали 473 игр.
Все это дело контролируется алгоритмами Steam. С одной стороны, благодаря алгоритмам пользователи избавлены от знания о тысячах мусорных проектов. Но качественным или добротным играм тоже не находится места в области пользовательского внимания, если они собирают недостаточно отзывов.
Секреты успеха
Возможно, исследование Криса Жуковски не очень точны. Зато это один из немногих людей, кто готов не только анализировать продажи в Steam, но бесплатно распространяет данные и выводы, помогая разработчикам нащупать дорогу к успеху.
По его мнению, недостаточно сделать хорошую или интересную игру. На 90% успех зависит от ее типа: жанра, графики и геймплея. В пример он привел Zero Sievert – пискельный клон Escape from Tarkov, заработавший на релизе более миллиона долларов.
Кроме актуальной тематики, сильно помогла демка. Разработчик опубликовал одну из ранних версий игры и разослал ее инфлюенсерам. Те поиграли, а затем в дело включились алгоритмы... Нет, не Steam. Игру рекомендовал YouTube. Не рецепт, а золотая случайность. Что-то похожее происходит в TikTok, но в основном с мобильными играми.
Это тупик?
Все понимают, что в год может выйти 1000 великолепных игр. Если отсеять «шедевры» по критериям Steam, то сколько останется? Может, 100 или даже 10 штук, достойных 10 из 10? Это ужасно. А если верить статистике, рядовой пользователь Steam запускает всего лишь 5 игр в год. Кто, понимая ситуацию, вообще захочется разрабатывать игры? Пацаны рубятся в Dota 2 или GTA 5, новинки им без надобности.
Возможно, виновата Valve – она сама не заботится о реализации попавшего в магазин продукта. Компания старается исправить катастрофическую ситуацию при помощи Steam Next Fest. Она приглашает разработчиков, продвигает их демки, постит что-то на главную и предлагает бонусы за запуск демок. Пользы не приносит – вишлисты разбухают, а игры не продаются.
Смотрите также: Valve рассказала о том, как помогает независимым разработчикам продавать игры
Что касается алгоритмов от Valve, то они плодят ошибки. Их недостаточно, они не привлекают игрока и объясняют, почему та или иная игра подходит конкретно для него. Они только формируют пул из игр, которыми долбит игроков в рекомендациях, ссылаясь на интересы, издателей или кураторов.
Возможно, площадка должна плотнее работать с издателями. Получать от них больше полезной информации, требовать код на анализ, анализировать отзывы, трейлеры, скриншоты. Чтобы индустрия вышла из эпохи, когда ответ на вопрос «во что поиграть» находится вне магазина.
А что кураторы? Их тоже засосало в болото, где они не способны адекватно отсеивать контент. И уж тем более они не могут повлиять на популярность игр в Steam.