Одно из самых крупных в мире горнодобывающих предприятий откроется на месторождении «Ёшлик-1» в Узбекистане, являющемся одним из крупнейших по запасам медной руды. Сдача нового перерабатывающего комплекса, в который войдёт обогатительная фабрика, медеплавильный завод с сернокислотным и кислородным производством, планируется уже в 2023 году. Рассказываем о перспективном русско-узбекистанском проекте в этом материале.
На вес золота
Медь занимает третье место в мире после железа и алюминия по добыче. Более половины мировой меди используется в энергетике и телекоммуникациях, а обогащённая медная руда применяется в электроэнергетике, машиностроении, транспортных средствах, кораблях, строительной промышленности и в бытовых приборах. Для современной экономики металл — одновременно и дар, и проклятие.
В американской компании S&P Global назвали дефицит меди предположительной ключевой дестабилизирующей угрозой международной безопасности 21 века. По расчётам агентства, в 2021 году уровень добычи медной руды и загрузка заводов по производству меди составила 81%. И этого недостаточно. К 2025 году дефицит меди составит 1 млн тонн в год, а к 2035 это значение достигнет 9,9 млн тонн в год.
Чем грозит? Ну, как минимум, провалом «зелёной» повестки, в осуществлении которой участвуют, например, солнечные панели, ветряные турбины, энергораспределительные сети, электроавтомобили, реализующие огромный объём меди. К слову, в 2035 году доля меди для «зелёных» нужд составит 15,3% или 6,5 млн тонн в год от общемирового потребления. Вот и S&P Global предупреждает:
«Если своевременно не появится масштабное новое предложение, цель достижения чистого нулевого уровня выбросов к 2050 году будет обнулена и останется недостижимой».
Кстати, получается так, что экология убивает экологию. Из-за нападков экологов к тому же сокращаются инвестиции в медную промышленность.
«Медные» проблемы отметил и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев:
«Сегодня в мире усиливается внимание к «зеленой экономике», возобновляемым источникам энергии, ускоренно развивается электротехническая промышленность. В результате, как прогнозируется, к 2030 году спрос на медь вырастет как минимум на 40%. Это означает, что в мире потребность в продукции Алмалыкского комбината еще многие годы будет стабильно высокой. Поэтому в нашей стране уделяется большое внимание расширению добычи цветных и драгоценных металлов».
И именно поэтому в стране в 2023 году в республике в результате совместных усилий появится третья медно-обогатительная фабрика.
Медная перспектива
Новый медно-обогатительный комбинат войдёт в состав Алмалыкского ГМК, находящегося в списке 30 предприятий мира по добыче и производству медной продукции. Ежегодно Алмалыкский ГМК производит 150 тысяч тонн меди, которая вместе с золотом, серебром и другими природными ископаемыми составляет 15% экспорта Узбекистана.
Партнёрами нового проекта стали «Уралмашзавод», который по условиям договора поставит на новый комбинат оборудование, и Enter Engineering, взявшая на себя строительство объекта, выполнение проектных работ и выделившая на это $2 млрд. Кстати, основной пакет акций Enter Engineering принадлежит российскому «Газпромбанку».
Согласно планам, новый завод на «Ёшлике» позволит добывать 74 млн тонн медной руды в год:
«Увеличивать объемы добычи руды планируется постепенно. К 2023 году рудник должен выйти на показатель в 65 млн тонн ежегодно, а к 2035 году — на 74 млн тонн. В связи с этим вырастет и количество рабочих. Ожидается, когда месторождение заработает на полную мощность, постоянную работу получат 6000 человек», — заявил главный инженер дирекции по реализации инвестиционных проектов «Ёшлик» и «Ёшлик-2» Зокирхужа Ишанходжаев.
IT-проект SFERA — один из самых ярких и амбициозных в России. Компания разрабатывает многофункциональное мобильное приложение, релиз которого совсем скоро. Скачивайте приложение в раннем доступе в Google Play и AppStore. Спасибо!
Узбекистан — плацдарм для российских компаний
Совместно построенное предприятие — звено в цепочке российско-узбекистанских проектов. Помните, мы писали про российскую экономическую зону в Египте? Так вот, примерно такая появилась и в городе Чирчике. Инициатором одноимённого проекта стал глава Республики Татарстан Рустам Минниханов, который предложил открыть филиал казанского технополиса «Химград» в Ташкентской области ещё в 2018.
Участники проекта получают возможность открыть филиалы в Узбекистане на довольно выгодных условиях без оплаты налогов на таможенные платежи по оборудованию и сырью для продукции на экспорт, имущество, землю, водопользование.
Первыми резидентами стали татарстанские компании по производству уплотнителей для окон и поливочных шлангов, биологических средств защиты растений и БАДов. К слову, в 2022 году первая партия товара была экспортирована из технопарка в Казахстан для производства уплотнителей пластиковых окон и алюминиевых систем.
А совсем недавно один из резидентов «Чирчика» — СП ООО Himplast Corp — запустил производство нестандартных химически стойких изделий для хранения агрессивных жидкостей и транспортировки агрессивных газов. Интересно, что это единственный производитель в Узбекистане, объединяющий на производстве технологии термопластов и композитных материалов.
Кстати, похожий технопарк под руководством казанского «Химграда» скоро появится и в Джизаке. Об этом стало известно после рабочего визита министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова.
«… уже достигнута договорённость о создании с участием российской управляющей компании «Химград» ещё одного парка, теперь в Джизаке», — заявил Мантуров.
Россия уверенно удерживает позиции одного из ключевых инвесторов в экономику Узбекистана. И в настоящее время две страны реализуют 20 совместных проектов в нефтегазовой сфере, машиностроении, химической отрасли общей стоимостью 591,2 млрд рублей.
И дальше, по словам Мантурова, совместный проектный пакет будет только увеличиваться:
«Партнёры (Россия и Узбекистан) передали предложения по 23 новым инициативам объёмом 260,4 млрд рублей».
Автор:
Самойлик Мария
Благодарим за интерес к нашему каналу! Подпишитесь и поставьте лайк!
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA