Найти тему

Маленькие рассказы для большого кино

Оглавление

Вступление

В одной из статей, здесь на канале "Книжный шкаф и кинобудка", уже отмечалось, что существуют грандиозные литературные произведения, многократно экранизируемые. Например, существует пять вариантов экранизации романа "Война и мир". Четыре - "Тихого Дона", одиннадцать раз ставили "Идиота", больше двадцати - "Анну Каренину". Эти глобальные литературные произведения имели огромное влияние на умы читателей. И, вероятно, существовал запрос на то, чтобы увидеть полюбившихся героев романов на экране. Запрос, здесь имеется в виду, как нечто абстрактное, витающее в воздухе. Но матёрый кинорежиссёр обязательно сможет уловить, услышать этот запрос.

И получается так, что велики книги подарили людям ещё и великое кино!

А бывает наоборот. Допустим, писатель с именем. Но есть в его творчестве рассказ (или повесть) малоизвестный в силу причин, как то: не разглядели, не поняли, затерялся в оглавлении среди других двух десятков рассказов сборника. И попадает такой рассказ (или повесть), в руки (или на глаза) режиссёру. Кинорежиссёру. Прочитал он и думает: а ведь это же прекрасный материал для кино...

Друзья, сегодня у нас два таких рассказа (вернее, повесть и рассказ). И два фильма, которые обязательно стоит посмотреть. Если вы ещё не утомились от столь долгого вступления, то поехали (или полетели)!

"Серёжа"

Если задать вопрос: какое произведение Веры Пановой самое известное, то большинство ответов будет однозначным - повесть "Серёжа". Маловероятно, что повесть советской писательницы Веры Пановой запомнилась бы читателям, не появись на экранах кинотеатров в 1960 году одноимённый фильм.

Вера Панова (фото из свободного доступа)
Вера Панова (фото из свободного доступа)

"Серёжа" стал дебютной работой молодых режиссёров Игоря Таланкина и Георгия Данелия. Того самого Георгия Николаевича Данелия, который подарил нам картины - "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Не горюй", "Мимино", "Осенний марафон", "Паспорт". Список далеко не полный. Кино Георгия Данелия - это кино комедийного жанра в диапазоне от лирической комедии до комедийной драмы. А фильм "Серёжа" - это мелодрама. Он сильно отличается от последующих работ Георгия Николаевича. Возможно, здесь сказывается фактор дебютной работы, поиск своего почерка. Возможно, влияние соавторства Игоря Таланкина. Кино Таланкина - это совсем другое кино. Впрочем, всё это не важно.

Игорь Таланкин и Георгий Данелия (фото из свободного доступа)
Игорь Таланкин и Георгий Данелия (фото из свободного доступа)

Не важно. Потому что "Серёжа" - это очень удачный дебют. Это доброе, жизненное кино о том, как маленький мальчик пытается понять, как устроен мир взрослых.

-4

В главных ролях звёзды советского экрана - Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева, молодые и красивые. Колоритная роль, пусть и не очень большая у Василия Меркурьева, пожалуй, не менее "звёздного", чем его коллеги.

Актёр Василий Меркурьев (фото из свободного доступа)
Актёр Василий Меркурьев (фото из свободного доступа)
"Пришел ко мне Игорь Таланкин (мы с ним вместе учились на курсах) с тоненькой книжечкой:
– «Сережу» Пановой читал?
– Нет.
– На, прочти. Если понравится, объединимся.
Я дочитал до половины и сказал:
– Классная штука. Давай срочно звонить Пановой, пока кто-нибудь не перехватил.
Позвонили в Ленинград Вере Федоровне Пановой, сказали, что мы молодые режиссеры, хотим снять фильм по ее повести «Сережа» и просим ее написать сценарий. Панова отказалась: – «Некогда, да и не умею». (До фильма «Сережа» Панову никто не экранизировал.)
– Да там почти готовый сценарий!
– Вот и напишите сами..."

Это отрывок из книги Георгия Данелия "Безбилетный пассажир".

О том, как снимался фильм. О том, как удалось убедить Веру Панову дать согласие на экранизацию, здесь нужно понимать, что Вера Фёдоровна была уже известной писательницей, а молодых Данелия и Таланкина тогда ещё не знал никто. Вера Фёдоровна даже не сразу запомнила их имена. Об этом и многом другом очень интересном можно прочитать в книге Георгия Николаевича Данелия. В общем, когда проходил премьерный показ в Ленинграде, зрители аплодировали, а Вера Фёдоровна прослезилась... Возьму смелось рекомендовать книгу "Безбилетный пассажир" к прочтению.

Действительно, "Серёжа" - это первая экранизация из творчества Веры Пановой. Потом за дело принялась знаменитая Татьяна Лиознова и поставила две картины: "Евдокия" и "Рано утром".

Лично для меня запоминающимися стали ещё две экранизации Веры Фёдоровны: "На всю оставшуюся жизнь" Петра Фоменко и "Вылет задерживается" Леонида Марягина.

Ну, а пока, посмотрите "Серёжу", где в главной роли мальчика Серёжи снялся Борис Бархатов.

"Уроки французского"

Фильм "Уроки французского" был выпущен в 1978 году. Режиссёр Евгений Ташков.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Чтобы было понятно, с кем мы имеем дело в лице Евгения Ташкова, скажу, - это тот самый режиссёр, который снял "Приходите завтра..." про Фросю Бурлакову. Этот фильм имел огромную популярность. А затем были "Майор Вихрь", "Адъютант его превосходительства". Советские люди помнят, как пустели улицы городов, когда демонстрировались эти картины. Все спешили к своим телевизорам, чтобы узнать, что же будет дальше.

И вот "Уроки французского".

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Это кино также смотрела вся страна. О нём говорили, его хотелось посмотреть ещё раз. "Уроки французского" - довольно-таки жёсткий фильм, не "лакированный". Действия фильма происходят в 1948 году. История одиннадцатилетнего деревенского мальчишки, который стремится выжить среди чужих людей. Он вынужден играть на деньги, чтобы на выигрыш купить кружку молока. Он терпит голод и унижения только ради того, чтобы учиться в школе, - в родной деревне есть только начальные классы. Но это фильм и о доброте. Участие молодой учительницы французского языка Лидии Михайловны в судьбе этого мальчишки - очень трогательно.

В роли Лидии Михайловны снялась Татьяна Ташкова (фото из свободного доступа)
В роли Лидии Михайловны снялась Татьяна Ташкова (фото из свободного доступа)

Главную роль в фильме исполнил Михаил Егоров, воспитанник детского дома из Москвы. Это, кстати, его вторая работа в кино. Первая - в фильме "Сюда не залетали чайки" режиссёра Булата Мансурова (экранизация повести В.П. Астафьева).

Михаил Егоров (фото из свободного доступа)
Михаил Егоров (фото из свободного доступа)
"Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они."

Так заканчивается рассказ. И фильм тоже.

После просмотра фильма люди пошли в библиотеки, спрашивали рассказ Валентина Распутина. Рассказ небольшой (впрочем, рассказы большими и не бывают), двадцать восемь страниц. Прочитывается за один раз, фильм тоже смотрится на одном дыхании. Конечно, о Валентине Григорьевиче Распутине, как о писателе, нужно говорить отдельно.

Валентин Григорьевич Распутин (фото из свободного доступа)
Валентин Григорьевич Распутин (фото из свободного доступа)

Сейчас скажу совсем немного. В 1965 году писатель Владимир Чивилихин проводил в Чите семинар среди молодых сибирских писателей. Двадцативосьмилетний Распутин показывает ему свои рассказы. Вечером того же дня Владимир Чивилихин звонит из Читы в редакцию "Комсомольской правды" и начитывает стенографистке рассказ "Ветер ищет тебя". На следующее утро Валентин Распутин проснулся известным всему Советскому Союзу - сделал своё дело многомиллионный тираж "Комсомолки", которая в то время была необычайно популярной газетой.

На этом всё. Читайте. Смотрите доброе кино. Берегите себя!

Ваш, Книжный Шкаф