Вступление
В одной из статей, здесь на канале "Книжный шкаф и кинобудка", уже отмечалось, что существуют грандиозные литературные произведения, многократно экранизируемые. Например, существует пять вариантов экранизации романа "Война и мир". Четыре - "Тихого Дона", одиннадцать раз ставили "Идиота", больше двадцати - "Анну Каренину". Эти глобальные литературные произведения имели огромное влияние на умы читателей. И, вероятно, существовал запрос на то, чтобы увидеть полюбившихся героев романов на экране. Запрос, здесь имеется в виду, как нечто абстрактное, витающее в воздухе. Но матёрый кинорежиссёр обязательно сможет уловить, услышать этот запрос.
И получается так, что велики книги подарили людям ещё и великое кино!
А бывает наоборот. Допустим, писатель с именем. Но есть в его творчестве рассказ (или повесть) малоизвестный в силу причин, как то: не разглядели, не поняли, затерялся в оглавлении среди других двух десятков рассказов сборника. И попадает такой рассказ (или повесть), в руки (или на глаза) режиссёру. Кинорежиссёру. Прочитал он и думает: а ведь это же прекрасный материал для кино...
Друзья, сегодня у нас два таких рассказа (вернее, повесть и рассказ). И два фильма, которые обязательно стоит посмотреть. Если вы ещё не утомились от столь долгого вступления, то поехали (или полетели)!
"Серёжа"
Если задать вопрос: какое произведение Веры Пановой самое известное, то большинство ответов будет однозначным - повесть "Серёжа". Маловероятно, что повесть советской писательницы Веры Пановой запомнилась бы читателям, не появись на экранах кинотеатров в 1960 году одноимённый фильм.
"Серёжа" стал дебютной работой молодых режиссёров Игоря Таланкина и Георгия Данелия. Того самого Георгия Николаевича Данелия, который подарил нам картины - "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Не горюй", "Мимино", "Осенний марафон", "Паспорт". Список далеко не полный. Кино Георгия Данелия - это кино комедийного жанра в диапазоне от лирической комедии до комедийной драмы. А фильм "Серёжа" - это мелодрама. Он сильно отличается от последующих работ Георгия Николаевича. Возможно, здесь сказывается фактор дебютной работы, поиск своего почерка. Возможно, влияние соавторства Игоря Таланкина. Кино Таланкина - это совсем другое кино. Впрочем, всё это не важно.
Не важно. Потому что "Серёжа" - это очень удачный дебют. Это доброе, жизненное кино о том, как маленький мальчик пытается понять, как устроен мир взрослых.
В главных ролях звёзды советского экрана - Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева, молодые и красивые. Колоритная роль, пусть и не очень большая у Василия Меркурьева, пожалуй, не менее "звёздного", чем его коллеги.
"Пришел ко мне Игорь Таланкин (мы с ним вместе учились на курсах) с тоненькой книжечкой:
– «Сережу» Пановой читал?
– Нет.
– На, прочти. Если понравится, объединимся.
Я дочитал до половины и сказал:
– Классная штука. Давай срочно звонить Пановой, пока кто-нибудь не перехватил.
Позвонили в Ленинград Вере Федоровне Пановой, сказали, что мы молодые режиссеры, хотим снять фильм по ее повести «Сережа» и просим ее написать сценарий. Панова отказалась: – «Некогда, да и не умею». (До фильма «Сережа» Панову никто не экранизировал.)
– Да там почти готовый сценарий!
– Вот и напишите сами..."
Это отрывок из книги Георгия Данелия "Безбилетный пассажир".
О том, как снимался фильм. О том, как удалось убедить Веру Панову дать согласие на экранизацию, здесь нужно понимать, что Вера Фёдоровна была уже известной писательницей, а молодых Данелия и Таланкина тогда ещё не знал никто. Вера Фёдоровна даже не сразу запомнила их имена. Об этом и многом другом очень интересном можно прочитать в книге Георгия Николаевича Данелия. В общем, когда проходил премьерный показ в Ленинграде, зрители аплодировали, а Вера Фёдоровна прослезилась... Возьму смелось рекомендовать книгу "Безбилетный пассажир" к прочтению.
Действительно, "Серёжа" - это первая экранизация из творчества Веры Пановой. Потом за дело принялась знаменитая Татьяна Лиознова и поставила две картины: "Евдокия" и "Рано утром".
Лично для меня запоминающимися стали ещё две экранизации Веры Фёдоровны: "На всю оставшуюся жизнь" Петра Фоменко и "Вылет задерживается" Леонида Марягина.
Ну, а пока, посмотрите "Серёжу", где в главной роли мальчика Серёжи снялся Борис Бархатов.
"Уроки французского"
Фильм "Уроки французского" был выпущен в 1978 году. Режиссёр Евгений Ташков.
Чтобы было понятно, с кем мы имеем дело в лице Евгения Ташкова, скажу, - это тот самый режиссёр, который снял "Приходите завтра..." про Фросю Бурлакову. Этот фильм имел огромную популярность. А затем были "Майор Вихрь", "Адъютант его превосходительства". Советские люди помнят, как пустели улицы городов, когда демонстрировались эти картины. Все спешили к своим телевизорам, чтобы узнать, что же будет дальше.
И вот "Уроки французского".
Это кино также смотрела вся страна. О нём говорили, его хотелось посмотреть ещё раз. "Уроки французского" - довольно-таки жёсткий фильм, не "лакированный". Действия фильма происходят в 1948 году. История одиннадцатилетнего деревенского мальчишки, который стремится выжить среди чужих людей. Он вынужден играть на деньги, чтобы на выигрыш купить кружку молока. Он терпит голод и унижения только ради того, чтобы учиться в школе, - в родной деревне есть только начальные классы. Но это фильм и о доброте. Участие молодой учительницы французского языка Лидии Михайловны в судьбе этого мальчишки - очень трогательно.
Главную роль в фильме исполнил Михаил Егоров, воспитанник детского дома из Москвы. Это, кстати, его вторая работа в кино. Первая - в фильме "Сюда не залетали чайки" режиссёра Булата Мансурова (экранизация повести В.П. Астафьева).
"Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они."
Так заканчивается рассказ. И фильм тоже.
После просмотра фильма люди пошли в библиотеки, спрашивали рассказ Валентина Распутина. Рассказ небольшой (впрочем, рассказы большими и не бывают), двадцать восемь страниц. Прочитывается за один раз, фильм тоже смотрится на одном дыхании. Конечно, о Валентине Григорьевиче Распутине, как о писателе, нужно говорить отдельно.
Сейчас скажу совсем немного. В 1965 году писатель Владимир Чивилихин проводил в Чите семинар среди молодых сибирских писателей. Двадцативосьмилетний Распутин показывает ему свои рассказы. Вечером того же дня Владимир Чивилихин звонит из Читы в редакцию "Комсомольской правды" и начитывает стенографистке рассказ "Ветер ищет тебя". На следующее утро Валентин Распутин проснулся известным всему Советскому Союзу - сделал своё дело многомиллионный тираж "Комсомолки", которая в то время была необычайно популярной газетой.
На этом всё. Читайте. Смотрите доброе кино. Берегите себя!