Найти тему

Казахстан-Китай: контуры и динамика сотрудничества

Пандемия коронавируса не помешала укреплению торгово-экономических связей, а снятие ограничений и открытие Китая лишь интенсифицирует этот процесс

В минувшем году Казахстан и Китай отпраздновали тридцатилетие установления дипломатических отношений. Объем взаимной торговли за это время вырос в 80 раз до более 31,2 млрд долларов США по итогам 2022 года.

По данным посольства КНР в Казахстане, за это время стороны создали 19 пар побратимских провинций и городов.

В прошлом месяце в Астане посольство Китая организовало для казахстанцев празднества по случаю китайского Нового года впервые с 2020 года, ознаменовав открытие страны после масштабной пандемии коронавируса.

О высоком значении двух стран друг для друга говорят такие восточные атрибуты дипломатии, как визит главы Китая Си Цзиньпина в Казахстан, состоявшийся осенью 2022 года. Его изюминкой было то, что это был первый приезд высшего руководства КНР за пределы страны с момента вспышки COVID-19.

Ранее в феврале 2022 года президент Казахстана посетил Пекин в рамках участия в церемонии открытия Зимних Олимпийских игр.

Как изменились нити экономического сотрудничества двух стран за этот период, разбирали «Ведомости Казахстана».

ВЫГОДНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ

Как уже было отмечено выше, объем торговли между странами в 2022 году вырос на 23,6 %, установив исторический рекорд в 31,2 млрд долларов США. Это «опередило план на целых два года», подчеркнул посол КНР в Казахстане Чжан Сяо.

По данным китайской стороны, в структуре товарооборота выросла доля экспорта казахстанской сельхозпродукции на 33,7 %; сырьевых энергетических продуктов – на 58 %; химической продукции – на 25,2 %. Китай со своей стороны нарастил экспорт пластмассы и каучука (+45 %), текстиля и изделий из него (+23,4 %), а также машин и оборудования (+21,4 %).

Ключевыми экспортными товарами Казахстана за прошлый год стали: нефть (4,1 млрд долларов), газ (1,2 млрд долларов), медные руды и концентраты (2,04 млрд), уран и ядерное топливо (817 млн), прочие руды (железные, цинковые, драгметаллов и др. – свыше 1 млрд долларов).

В свою очередь китайский импорт по данным казахстанской таможни представлен следующими товарными продуктами: приборы, бытовая техника и оборудование – 6,1 млрд долларов; ткани, текстильная и обувная продукция – 1,5 млрд долларов.

Более наглядно о торговом присутствии китайских товаров в сегменте транспорта, говорят следующие цифры: ввезено свыше 3,5 млн автомобильных шин, 12,5 тыс легковых авто, почти 3 тыс тракторов, 2,8 тыс грузовых авто и свыше тысячи единиц спецтехники, свыше 200 тыс мотоциклов и мопедов, а также почти полмиллиона велосипедов.

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РАСШИРЯЕТСЯ

Валовый приток прямых инвестиций из Китая в Казахстан в 2020-2022 годы составил 960 млн, 1,85 млрд и 996 млн долларов соответственно, следует из данных Национального банка Казахстана по состоянию на начало 2023 года.

Примечательно, что половина всех китайских инвестиций за прошлый год пришлись на IV квартал. Совокупно, с 2005 года, объем накопленных инвестиций Китая в экономику Казахстана составил 44,5 млрд долларов. Стоит подчеркнуть, что в этот объем входят инвестиции в капитал компаний, приобретение недвижимости либо приобретение долговых инструментов как в денежной, так и иной форме.

Одним из ключевых аспектов казахстанско-китайского сотрудничества стало выстраивание новых транспортно-логистических коридоров и соответствующей инфраструктуры. Последняя включает в себя 2 железнодорожных перехода, центр приграничного сотрудничества, 5 трубопроводов по которым в Китай экспортируется нефть и газ, а также несколько сухих и один морской порт в Ляньюнгане.

По итогам 2022 года через пограничные переходы Алашанькоу и Хоргос прошло более 12 тыс поездов по направлению Китай-Центральная Азия, с дальнейшим разветвлением в Европу и Турцию. По оценкам министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, объем железнодорожного транзита ожидается на уровне 24,5 млн тонн грузов или 1,1 млн ДФО (20-ти футовые контейнеры); к 2025 году намечена цель нарастить этот объем до 30 млн тонн.

Ключевыми инфраструктурными проектами в сфере транспорта станет строительство железнодорожной ветки через Алматы, включая соединение его с новым пограничным железнодорожным переходом «Бахты».

Кроме того, в рамках построения Транскаспийского международного транспортного маршрута, объем грузоперевозок по этому коридору вырос почти в 3 раза до более чем 1 млн тонн грузов.

Идет активное строительство терминальной инфраструктуры на железнодорожной станции «Достык», что ожидаемо расширит мощность перевалки до 480 тыс ДФО в год против 160 тыс ДФО в 2021 году.

Объективности ради стоит отметить о сокращающихся поставках казахстанского газа в Китай с 13 млрд куб.м до 5,5 млрд куб.м за последние пару лет. Ежегодно Казахстан добывает до 55-ти млрд куб.м, треть из которого по экспертным оценкам закачивается в пласт для поддержки текущего дебета нефтяных скважин. Оставшаяся часть идет на внутреннее потребление за счет растущей газификации регионов страны.

Не исключено, что простаивающими транзитными мощностями магистрального газопровода в Китай воспользуются российские поставщики на фоне зарождающейся газовой кооперации между Россией, Казахстаном и Узбекистаном, детали которой публично не раскрываются.

ЭНЕРГЕТИКА И ПРОМЫШЛЕННАЯ СИНЕРГИЯ

Одним из значимых совместных промышленных бизнес-проектов стал старт в ноябре 2022 года строительства нового мультибрендового автозавода полного цикла в Алматы, площадью в 100 тыс кв.м и суммарными инвестициями в 100 млрд тенге. Уникальность промплощадки заключается в том, что на ней будет идти производство авто трех популярных брендов - Chery, Changan и Haval.

Производственная мощность завода составит до 90 тыс авто в год (линейка из 9-ти марок), что однозначно много для рынка Казахстана; ожидается, что 60 % продукции пойдет на экспорт в страны СНГ. Это делает проект весьма уникальным в истории казахстанско-китайского сотрудничества в области промышленной кооперации.

Всего в области промышленного сотрудничества между Казахстаном и Китаем реализуется 52 совместных проекта на сумму более 21 млрд долларов. В их числе нефтехимический комплекс в Атырау, два проекта ВЭС в Жанатасе и Шелеке на 100 и 60 МВт соответственно; стекольный завод в Кызылорде, а также СП по производству тепловыделяющих сборок для китайских АЭС на базе Ульбинского металлургического завода и многое другое.

Отдельного внимания заслуживает сотрудничество в сфере атомной энергии. Первая партия топливных кассет для атомных станций производства СП «Ульба-ТВС» (51 % - владеет НАК «Казатомпром», а 49 % - Китайская ядерно-энергетическая корпорация, CGNPC) поставлена в Китай еще в 2021 году. В 2022 году, согласно данным Комитета госдоходов Казахстана, экспорт ТВС в Поднебесную составил на сумму 51,1 млн долларов; выход предприятия на проектную мощность в 200 тонн в год запланирован в 2024 году.

В свою очередь еще более крупная Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) начала строительство полноценного уранового трендингового хаба в Синьцзяно-Уйгурском автономном районе на границе с Казахстаном, около Алашанькоу. Складская мощность хаба к 2026 году по разным оценкам сможет вмещать до 23 тыс тонн урана, что сопоставимо с годовым производством металла Казахстаном, занимающим по этому показателю 40 % мирового рынка.

Первый этап строительства уранового склада мощностью до 3 тыс тонн уже завершен; сейчас реализуется второй этап с предельной емкостью хранения до 13 тыс тонн. 5 января текущего года первая партия казахстанского урана была поставлена на данный склад, сообщила World Nuclear News Daily со ссылкой на CNNC.

Объем добычи урана китайской CGNPC по итогам прошлого года превысило тысячу тонн. В ее добывающие активы на территории Казахстана входят доли в таких урановых СП, как: «Семизбай-U» и «Орталык» (по 49 % в каждой).

При этом зависимость двух стран в этой части существенная. При мировой добыче в 48 тыс тонн, Казахстан добывает на 20 % меньше своей производственной мощности, на уровне 22 тыс тонн. Географическая структура продаж «Казатомпрома» такова, что на Китай приходится до 40 % объема, тогда как остальное приобретают покупатели в Европе и Америке. На фоне обсуждения строительства АЭС в Казахстане, где не исключено участие китайских партнеров и подрядчиков, перспективы углубления сотрудничества носят очевидный характер.

Продолжая тему зеленых энергетических проектов, немаловажно упомянуть и тот факт, что в ноябре 2022 года китайская Universal Energy выиграла на аукционе проектов по строительству возобновляемых источников энергии лоты с совокупной мощностью в 250 МВт, предложив цену в 12,39 тенге за кВт*ч по курсу 476,5 тенге за доллар США.

На этом же аукционе другая компания с китайскими корнями – ТОО Next Green Energy – выиграла лот на строительство ВЭС в Актюбинской области мощностью в 50 МВт с законтрактованным тарифом в 12,99 тенге за кВт*ч. Суммарно, китайские компании забрали себе 75 % выставленных мощностей в 400 МВт.

К числу новых крупных проектов в Казахстане с участием китайского капитала можно также добавить контракт с корпорацией NFC на строительство завода по переработке медного концентрата для проекта Баимская на Чукотке, реализуемого KazMinerals, на сумму 2,3 млрд долларов США в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

Другим значимым проектом, о котором сообщило американское агентство Janes, стал 10-ти летний EPC-контракт Sinohydro International Engineering («дочка» Power China) с казахстанской Kazdelltom Mining Company на доразведку и добычу меди в Актюбинской области, общей стоимостью почти в 1 млрд долларов.

ОТКРЫВАЯ ГРАНИЦЫ

Венцом «открытия Китая» стало возобновление с 22 ноября прямого авиасообщения с Казахстаном. До пандемии миграционный поток между странами доходил до 320 тыс визитов в обе стороны (2017 год). В 2020 году из-за пандемии и закрытия границ миграционный поток между странами схлопнулся почти в 4 раза, с 286,8 тыс до 84 тыс, следует из данных Комитета национальной безопасности Казахстана.

Примечательно, что доля выездов из Казахстана в Китай в этих цифрах выросла с 73 % до 83 %. Цифры 2021 года ухудшились, ввиду сокращения числа визитов граждан Китая в Казахстан.

Не исключено, что введенный с лета 2022 года 14-ти дневный безвизовый режим для ряда стран, включая Китай, стал прямым следствием сокращения контактов. Официальный Пекин обязывает простых казахстанцев (за исключением владельцев дипломатических и служебных паспортов) получать визы, однако для туристов, летящих на остров Хайнань авиакомпанией «СКАТ» до недавнего времени был предусмотрен 14-ти дневный безвизовый период.

По данным посольства КНР, в обеих странах обучаются свыше 15 тыс студентов. Из них доля китайских студентов, обучающихся в Казахстане, составляет всего 811 человек, следует из статданных Казахстана. Таким образом, львиная доля от этой цифры приходится на казахстанских студентов, обучающихся в Китае (включая дистанционный формат).

Более того, по этому показателю Казахстан входит в десятку стран, чьи граждане получают знания в КНР. Помимо этого, за последние 15 лет в Казахстане появилась сеть образовательных центров, включая Институты Конфунция, созданные при ряде университетов страны. Соответственно, снятие ограничений послужит интенсификации человеческого и культурного обмена и диалога между соседями.

Куандык БАТАЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»

https://kazvedomosti.kz/article/kazahstan-kitaj-kontury-i-dinamika-sotrudnichestva/