В 1850-1860-х годах Россию накрыл бум фиктивных браков. Конечно, речь идет о дворянах и разночинцах, но так или иначе фиктивные браки распространились как никогда ранее. И если выгода такого брака для женщин была очевидной (расскажу чуть ниже), то для мужчин она была крайне сомнительной, а порой и вовсе отсутствовала. Фиктивным браком мужчина обрекал себя на имущественную и финансовую ответственность перед женщиной, которая не собиралась выполнять свои супружеские обязанности, не собиралась создавать с ним семью, рожать и воспитывать его детей. Так почему мужчины шли на этот шаг?
Зачем женщинам нужен был фиктивный брак
Ответ прост: чтобы быть более свободной, чтобы получить чуть больше прав, чем у незамужней женщины.
В середине XIX века на фоне большого демократического подъема в российском обществе начал формироваться так называемый женский вопрос, когда заговорили о правовом и гражданском угнетении женщин, об отсутствии их доступа в профессиональную сферу, невозможность получить высшее образование. Женщины начали объединяться в общественные организации и движения, чтобы изменить свое положение. Но подобные преобразования не совершаются быстро, поэтому умные, талантливые, целеустремленные женщины нашли лазейку, чтобы перехитрить систему: фиктивный брак.
Основными причинами, побуждающими молодых женщин выбирать фиктивный брак, были две:
1) страстное желание учиться в университете, получить профессию, к которой была склонность и жгучий интерес, реализовать свой личностный потенциал за пределами традиционного статуса жены-матери;
2) отказ родителей поддерживать стремления дочерей, полная зависимость от отцовской воли.
С посторонним мужчиной договориться было легче, чем с родным отцом. Девушки находили сочувствующих мужчин, заключали с ними брак, а дальше жили так, как считали нужным: уезжали учиться за границу одни или взяв с собой незамужнюю сестру (что позволялось), поступали там в университеты, получали образование, ученые степени, совершали научные открытия.
Что получали взамен их фиктивные мужья
Моральное удовлетворение от того, что в условиях социальной несправедливости мужчина может дать женщине то, чего ее лишило общество. Модель благородного альтруистического поведения быстро нашла отклик у многих мужчин, разделявших радикально-демократические взгляды. Эти мужчины могли быть материалистами до мозга костей, то в своем отношении к женщинам они придерживались идеалистических представлений о равенстве полов и необходимости компенсировать то, чего женщины были несправедливо лишены. Поэтому девушкам было не так уж и сложно найти того, кто согласится на фиктивный брак, оборачивающимся для мужчины огромным самопожертвованием.
Здесь есть одно «но»: мужчина разочаровывался и признавал, что совершил ошибку, если его жена не стремилась учиться и личностно развиваться, если он под воздействием возвышенных идей и порывов увидел в девушке то, чего в ней не было. Такие эпизоды случались, и осознание напрасности жертвы нередко становилось для мужчин невыносимым и губительным.
Разыгрывающиеся в фиктивном браке драмы имели как счастливое, так и несчастное завершение. Впрочем, как и в любом браке.
Почему согласился Владимир Ковалевский
В качестве примера хочу привести доводы Владимира Ковалевского, мужа гениальной Софьи Ковалевской. Тот факт, что их супружеская жизнь начиналась с фиктивного брака, давно перестал быть секретом. Софья Корвин-Круковская выходила замуж за Владимира Онуфриевича Ковалевского только для того, что поехать учиться за границу, чтобы осуществить свои мечты и в полной мере раскрыть то, что зрело внутри нее. Но именно Владимир, сначала познакомившийся с ее старшей сестрой Анной и согласившийся на фиктивный брак, выбрал Софью как свою фиктивную супругу. Почему именно Софью, а не Анну? Какая разница, если обе девушки милы, образованы, амбициозны и обладают многими нераскрытыми талантами?
Ответ на этот вопрос можно найти в письмах 26-летнего Владимира своему старшему брату за четыре месяца до свадьбы:
«Младшая, именно мой воробышек, такое существо, что я и описывать ее не стану, потому что ты, естественно, подумаешь, что я увлечен <…>. Несмотря на свои 18 лет, воробышек образован великолепно, знает все языки как свой собственный и занимается до сих пор главным образом математикой, причем проходит уже сферическую тригонометрию и интегралы, работает как муравей с утра до ночи и при всем этом жив, мил и очень хорош собой. Вообще это такое счастье свалилось на меня, что трудно себе представить».
«Я с каждым днем имел в последнее время случай удивляться способностям, которые могут умещаться в такой юной головке. <…> Кроме того, она потребовала, чтобы я передал ей часть своих работ, и редактировала мне корректуры Дарвина гораздо тщательнее и лучше моего. <…> Я думаю, что эта встреча сделает из меня порядочного человека, что я брошу издательство и стану заниматься, хотя не могу скрывать от себя, что эта натура в тысячу раз лучше, умнее и талантливее меня <…>. Вообще это маленький феномен, и за что он мне попался, я не могу сообразить».
Так сколько благородства должно быть у мужчины, чтобы не только открыто восхищаться умом и талантами женщины, но и стать ее мужем без супружеских прав?
Надежда Ершова
О том, как мужчины середины позапрошлого века поддерживали своих жен, можно прочитать в статье
Подписывайтесь на мой канал «О женщинах сквозь науку»!
Спасибо за лайки и комментарии, они помогают развитию канала!