Провал переворота в Венесуэле даёт повод вспомнить трагическую судьбу Сальвадора Альенде, тем более, что 26 июня исполнилось 111 лет со дня его рождения.
Человек исключительного благородства и мужества, в 1970 году он был избран президентом Чили, но три года спустя погиб в ходе государственного переворота, инспирированного Соединёнными Штатами.
«Сантьяго, 11 сентября 1973 года. 14. 06. Штурмовая группа из курсантов пехотного училища Сан-Бернардо под командованием капитана Роберто Гарридо врывается на второй этаж президентского дворца «Ла Монеда». Бешено поливая автоматными очередями парадную лестницу, атакующие подбегают к входу в «красную гостиную» — место государственных приёмов. Там сквозь густой дым от разрывов гранат, танковых снарядов, бомб со слезоточивым газом и пожара, который охватил всё здание, видна группа пытающихся отстреливаться штатских.
Капитан Гарридо мгновенно нажимает на спусковой крючок и даёт короткую очередь. Одному из обороняющихся пуля попадает в живот. Тут же, вторя своему командиру, стреляет другой штурмовик и попадает в того же человека. Раненый корчится в агонии, и тогда Гарридо, узнав в нём Сальвадора Альенде, нажимает гашетку, выпуская в раненого полный автоматный диск...».
Это — отрывок из книги чилийского журналиста Робинсона Рохаса Сандфорда «Убийство Альенде и конец чилийского пути к социализму», которая вышла в 1975 году в Нью-Йорке.
Американский журнал «Пентхаус» назвал её «достоверным рассказом о том, как погиб президент Альенде».
Автор книги сумел по крупицам восстановить истину о трагических событиях, происшедших в Сантьяго 11 сентября 1973 года. Его документальный рассказ основан на записях радиопередач, которыми обменивались между собой путчисты, и свидетельствах непосредственных участников «Операции «Альфа-один» — некоторых старших офицеров чилийской армии, раскаявшихся в совершённых ими преступлениях и решивших очистить душу исповедью перед близкими им людьми.
Убийство президента Сальвадора Альенде с самого начала предусматривалось планом вооружённого переворота, в подготовке которого чилийской реакции активно помогало ЦРУ, утверждает Рохас. Расправа над главой конституционного правительства была поручена отборным частям и получила кодовое название «Операция «Альфа-один». Непосредственный исполнитель — капитан Гарридо немедленно после свершения убийства связался с бригадным генералом Хавьером Паласиосом Руманом, возглавлявшим атаку на «Ла Монеду».
Тот, лично удостоверившись в смерти ненавистного мятежникам президента, распорядился опечатать «красную гостиную» и выставить к её дверям охрану: ни одна живая душа не должна была видеть изрешечённое пулями тело Альенде. После этого Руман доложил по радио главарю заговорщиков, ставленнику Вашингтона Пиночету: «Задание выполнено. Дворец взят. Президент мёртв». Последовал лаконичный ответ: «Ждите дальнейших указаний».
В этот момент шеф-палач чилийской революции и его подручные были заняты другим. Стотысячное войско, брошенное на свержение правительства Народного единства, вопреки расчётам путчистов натолкнулось на мужественное сопротивление чилийских патриотов. Уже были зверски убиты свыше трёх тысяч рабочих, крестьян, служащих и политических деятелей, а шесть тысяч других томились в казармах, где в ожидании той же участи подверглись зверским пыткам и издевательствам.
Когда последние очаги сопротивления патриотов были подавлены, в Сантьяго началась дикая, беспощадная расправа над теми, кто до самой смерти не хотел изменять народному правительству и своему президенту. А в эфир ушло лживое сообщение о том, что глава правительства Народного единства покончил с собой. Главари мятежников стали тем временем совещаться, как лучше инсценировать самоубийство. Наконец, договорились.
Тело Сальвадора Альенде перенесли в его кабинет: «красная гостиная» после атаки была разрушена, да и трудно было бы уничтожить все следы. Под присмотром всё того же генерала Румана офицеры военной разведки раздели убитого. Окровавленные и продырявленные во многих местах пулями брюки заменили чужими, стянутыми с одного из ещё не убранных трупов. Свитер, в котором Альенде принял смерть, решили не снимать: оказалось, кровавые пятна можно замаскировать, если надеть и застегнуть на все пуговицы пиджак, который президент перед началом боя оставил в своём кабинете.
Затем тело президента перенесли на диван. Оно уже остыло, и офицерам разведки пришлось приложить немалую силу, чтобы согнуть суставы и придать трупу более или менее естественную позу. На колени Альенде положили автомат, повернув дулом к подбородку. Один из офицеров нажал на курок. После этого позвали «свидетелей»...