Китайская архитектура поразительна, нет в ней элементов, добавленных "просто так", во всём есть свой особый смысл. Так и с традиционными китайскими окнами, деревянный переплёт которых оставляет наблюдателям зашифрованные послания — стоит проявить хоть немного интереса к деталям, и вам удастся считать их! В этой статье я хочу показать вам переплёты на окнах традиционных китайских домов и раскрыть таящиеся в них секреты.
Более 100 лет назад в Китае не было привычных нам стёкол, в окнах нельзя было сделать одно широкое отверстие, ведь их заклеивали бумагой. Поэтому в окнах обязательно должно было быть большое количество реек, что мы и называем "оконным переплётом". Виды переплётов были разные в зависимости от типа строения и вложенного в пересечение реек благопожелательного смысла.
Узоры на окнах домов простых людей и парковых строений
Сейчас предлагаю рассмотреть самые популярные переплёты окон в домах простолюдинов и парках.
Переплёт с прямыми короткими и длинными рейками называется "шаг за шагом" (бубуцзинь, 步步锦), в нём скрыто пожелание "шаг за шагом идти к успеху". Узор притягивает удачу, часто использовался в Пекине.
Узор, состоящий из квадратов, называется "сцепленные квадраты" (таофан, 套方), символизирует искренность, честность.
Не обошлось и без буддийского благопожелательного символа — свастики. Женщина-император эпохи Тан, У Цзэтянь (624-705 гг.), приказала сделать произношение иероглифа свастики 卍 таким же, как и у иероглифа "десять тысяч" 万 — вань. Оттого смысл знака 卍 расширился до обозначения бесконечности, непрерывности богатства и почёта. У узора свастики есть самые разные варианты связок.
Этот узор называется "спина черепахи" (гуэйбэйцзинь, 龟背锦). Восьмиугольник напоминает спину черепахи. Эти существа живут долго, соответственно, данный узор символизирует долголетие.
Узор, похожий на потрескавшийся лёд или на фарфор с трещинами, называется "узором ледяных осколков" (бинлевэнь 冰裂纹). Чаще всего он используется в садах, создавая завораживающий эффект калейдоскопа.
На юге Китая весьма популярен узор "крестовидной яблони-китайки" (шицзыхайтан, 十字海棠). В парках узор в пятью лепестками символизирует цветы сливы, а с четырьмя — цветы яблони-китайки. Яблоня-китайка созвучна со словом "дом" (棠 "тан" и 堂 "тан") — поэтому такой узор скрывает в себе пожелание богатства всему дому/семейству.
Узоры на окнах зданий императорского дворца
Архитектура дворца, в отличие от народной, особенно пестрая, ведь она должна была передавать торжественную атмосферу.
Самым высокоранговым оконным переплётом была решётка, в которой рейки пересекались в трёх направлениях. На рейках помещалось изображение цветка водяного ореха как оберег от пожаров. Зазор между рейками обретал форму круга, его называли "вань" (椀), то есть "деревянной чашей". Такой узор назывался "узором из трёх реек и шести чаш". В центр узоров могли помещать медные гвозди, оттого окно казалось ещё прекраснее. Скрытый смысл самого переплёта: пересечение Неба и Земли, круговорот рождения всех существ и всеобщее благоденствие. В эпоху Цин согласно указу только на окнах самых статусных сооружений мог быть такой узор.
Ниже по статусу шёл "узор из двух реек и шести чаш", то есть на одну рейку меньше. Степень великолепия чуть ниже, зато такие окна лучше пропускают свет.
Этому узору по рангу уступает косая линовка или по-другому "узор сеткой" (ванвэнь, 网纹). Это самый древний оконный переплёт в Китае. Сетка символизирует талантливых людей поднебесной и богатство.
Следующий узор — "прямая клетка" (чжэнфангэ, 正方格), простой правильный квадрат. Символ справедливости.
Далее по статусу идёт прямой переплёт, который сверху, снизу и посередине пересекается прямыми рейками, словно тремя стрелами. Называется "одна лошадь — три стрелы" (имасаньцзянь, 一马三箭).
Выше были представлены узоры для служебных помещений, далее рассмотрим переплёт окон в жилых строениях.
Пересекающиеся круги, напоминающие символ олимпийских игр, на самом деле является "узором монет". Максимального богатства достойно жилище императора. Такой переплёт есть на окнах зала Янсиньдянь (Зал Воспитания Сердца), где спал Сын Неба.
Также в жилых помещениях дворца часто использовался узор "шаг за шагом", который я показывала в самом начале, когда рассказывала про переплёты окон жилищ простых людей.
Интересен также узор "фонарь" (дэнлун, 灯笼). Пространство посередине довольно большое, обычно переплёт оклеивался живописью. Часто применялся внутри комнат.
В императорском дворце не обошлось без узора свастики. В павильоне "Любования снегом" в Запретном городе свастика сочетается с округлым иероглифом долголетия (寿), что символизирует безграничную жизнь.
Окна на стенах во дворах усадьб
Если хозяина дома не устраивал пейзаж за его двором, он мог выложить дополнительную стену, чтобы перекрыть неприглядный вид. В таких стенах часто делали "ложное окно": одну часть стены заделывали кирпичной кладкой, другую украшали ажурной резьбой в виде цветов. И окно вроде есть, и вид снаружи не мешает! Такие окна называли "слепыми" (манчуан, 盲窗).
Если по другую сторону двора очень красивый вид, тогда в стене делали широкое отверстие разных форм: квадратное, круглое в виде цветка яблони-китайки или восьмиугольника. Такие окна назывались "пустыми" (кунчуан, 空窗). Это не только отверстие, но и своеобразная картинная рама! Создаётся впечатление, будто на стене висит настоящая картина.
Если пейзаж не хорош и не плох, тогда в отверстии делали узорчатую решетку. На юге и решетку и стену покрывали белым цветом, так узор на решетке и внешний пейзаж создавали полупрозрачный эффект. Такие окна называли "резными" (лоучуан, 漏窗).
Вот такие интересные и необычные китайские окна! В комментариях поделитесь, какие узоры вам нравятся больше всего, какие бы хотели поместить на своё окно, если бы была такая возможность)
Источник: вся информация взята из лекции художника-архитектора "Папа Ян", лекции с ним с моим переводом есть на моём канале.