Закончилось моё путешествие, которое состоялось в конце августа 2016 года. Некий автопробег по местам известным мне ранее, но главное, что по местам, которые я видел впервые. Удивительно интересным выдалось оно.
Подробнее обо всём.
Я планировал поехать вслед за сыном в Белоруссию, на чудесное озеро Нарочь. Там, в детском лагере «Зубрёнок», у него проходит летний спортивный сбор. Родители, бабушки и дедушками охотно едут вслед за своими младшими родственниками, устраиваясь в соседних санаториях и пансионатах. Вокруг самого большого озера Беларуси их множество, но хочется находиться в пешей доступности от своего чадо. Здесь можно контролировать спортивно-оздоровительный процесс юного поколения, если конечно заблаговременно забронировать себе места в них. Заблаговременно, это как минимум в феврале. Можно конечно и весной, но могут возникнуть проблемы с датами заезда и выезда, которые не совпадут с желаемыми. Летом вообще всё занято.
Поездки по незнакомым местам всегда интересны, однако в данном случае был не только интерес. В прошлом году я отыскал место гибели своего деда во время Великой Отечественной Войны. В ходе моей переписки с местными органами управления посёлка Красный Бор, они увековечили имя моего деда на мемориальном кладбище. При боях за Ленинград, прорывая адскую блокаду, погибли многие. Чьи-то имена удаётся установить, а чьи-то нет. Останки погибших воинов находят до сих пор. С именами и безымянные, их перезахоранивают на мемориальном кладбище в этом посёлке. Так что посещение Красного Бора, Ленинградской области, было для меня обязательным. Посетить место гибели и возложить цветы к его имени на этой братской могиле.
Случится и повод заехать с Санкт-Петербург. Я прежде не раз бывал в нашей культурной столице, но мне, ни разу не довелось посетить Кронштадт, по причине его секретной закрытости и Петергоф. Этот «Двор Петра» был для меня не доступен по объективным причинам. То фонтаны были на ремонте, а то и вовсе приезжал в Ленинград зимой. Теперь с Кронштадта сняли гриф закрытого города, и фонтаны Петергофа исправно журчат в эти августовские дни.
Таким образом, созрело решение из Белоруссии ехать в Питер. Наличие автомобиля значительно упростит передвижение по пригородам Санкт-Петербурга. В один день можно будет проехать вдоль залива в Кронштадт, с остановкой, и далее к Петергофу. Потов вернуться в Питер, замыкая кольцо однодневной экскурсии.
Прикинув предстоящий маршрут по карте в километрах, я решил ехать из белорусского санатория «Журавушка», что близ детского лагеря «Зубрёнок» не сразу в Красный Бор. Сразу я смогу попасть туда только к вечеру. Это будет совсем неудобно. Искать в ночи захоронение, а потом ещё ехать в Питерскую гостиницу. Решил сделать промежуточную остановку в городе Псков. Можно будет спокойно отдохнуть, а утром отправиться к мемориалу. К тому же в этом старинном городе я прежде не бывал.
Таким образом, сформировался окончательный маршрут: Москва – «Журавушка»; «Журавушка» – Псков; Псков – Красный Бор – Санкт-Петербург; Санкт-Петербург – Кронштадт – Петергоф – Санкт-Петербург; Санкт Петербург – Москва. Перед отъездом домой, конечно же, денёк побродить по Питеру и отдохнуть от машины. График напряжённый, но правильный.
И так, поехали!
Москва – «Журавушка» (пр. 800 км.)
Выехал ночью, часа в два. К десяти утра прибыл в пункт назначения и регистрировался в санатории. В тёмное время я проехал через Москву и область. В Смоленской области уже было светло. И Беларусь проскочить успел до активного движения транспорта, включая населённые пункты.
Места здесь замечательные. Сосновый лес на берегу озера. Под ногами грибы с ягодами расселились по мягкому ковровому мху. В озере чистая вода, в которой плавают белые лебеди и деликатесные угри. Всё это великолепие окутано воздухом дивной чистоты. Дни здесь проходят в неспешной умиротворённости достаточно быстро.
Я не буду на долго останавливаться описаниями здешних красот, поскольку это заметки путевые. А подробности могут занять несколько страниц. Скажу только, что журавлей на обочинах я более нигде не встречал.
«Журавушка» – Псков (пр. 470 км.) Через Полоцк
Пришло время уезжать. Как я упоминал ранее, что многократно бывал в Ленинграде, но, ни разу не приходилось приезжать в Санкт-Петербург. Также не удавалось попасть в Петергоф и Кронштадт. Но путь лежал в город Псков. Славный русский город с древними достопримечательностями и памятью об Александре Невском, разгромившем ливонцев на Чудском озере.
Пересечение границы Беларуси с Россией прошло незаметно. Однако российская дорога встретила меня не очень радушно. Посреди леса, ни с того ни с сего вдруг возник пункт безальтернативного въезда на платный участок дороги. Объехать его невозможно. Идти через лес тоже. Проезд для легкового транспорта обошёлся мне в 220 рублей и напряжённого выруливания по раздолбанной, но платной дороге. О том, что она закончилась, я узнал не из-за проезда очередного пикета, что было бы логично: в начале и в конце, а потому что просто кончились выбоины в асфальте. Непонятно почему тот участок был платным, причём, только в один конец. Но гладенькая трасса Е95, как-то настроение поправила.
Красивый город Псков. Кремль, храмы, палаты, другие древние постройки. Река Великая протекая сквозь город, несёт свои воды в Псковское озеро. Оно соединяется с озером Чудским. Древняя архитектура города отличается от архитектуры древностей других городов, которые доводилось видеть ранее, своей простотой, монументальностью и мощью. Здесь нет никакой возможности усомниться в истинности веры. Город княгини Ольги и Александра Невского. Сама русская история, город Псков.
Псков – Красный Бор (пр. 300 км.)
Всё же основной и главной целью моего вояжа значился посёлок Красный Бор, Тосненского района, Ленинградской области. Именно там, в Кр. Боре, увековечили имя моего деда, Филимонова М.А., погибшего в бою при освобождении города Ленинград из блокады в апреле 1943 года. Только в прошлом году я нашёл копии донесений с точным местом его гибели. Переписка с администрацией посёлка позволила включить его имя в списки мемориала братского захоронения (перезахоронения). Теперь там, на проспекте Карла Маркса стоят плиты чёрного гранита с именами воинов, погибших в тех боях.
Плита с именем красноармейца Филимонова отыскалась быстро, благодаря информации администрации посёлка.
Красный Бор – Санкт-Петербург (пр. 50 км.)
В гостиницу приехал ближе к вечеру. Устроившись в ЛДМ. Вполне удобное расположение, учитывая огромную стоянку для автомобилей. Утром снова за руль.
Санкт-Петербург – Кронштадт – Петергоф – Санкт-Петербург (пр. 120 км.)
Дорога в Кронштадт была необычной. Часть пути, почти его половина, проходила над Финским заливом (КАД). Мосты и дороги по гряде островков до главного форпоста Санкт-Петербурга. Город-порт расположен на острове Котлин и является единственным населённым пунктом Кронштадтского района. Проходя мимо Собора Владимирской иконы Божьей Матери, я вдруг замер. Пение, доносившиеся из Собора привело меня в храм. Мощное, величественное, пронизывающие до мурашек оно поразило меня. Конечно, я слышал раньше множество церковных песнопений, но ничего подобного. Казалось, что звучащий акапельно голос слушала сама душа, и оторваться было невозможно.
Нагулявшись по городу и посетив Ставропигиальный Никольский Морской собор, я отправился в Петергоф.
Здесь всё великолепие императорской резиденции предстало в полной красоте. Великолепная погода тому сопутствовала. Солнечные лучи пронизывали тучи, празднично подсвечивая золото фонтанов. Музыканты в парке аккомпанировали настроению. Гулять по аллеям парка можно бесконечно долго. Но день близился к вечеру, и нужно было возвращаться в гостиницу.
Питер (пешеходная прогулка)
Весь следующий день я гулял, бродил и любовался городом на Неве. Никакой программы у меня на сей раз не было. Зашёл в Казанский собор и побродил по старым дворикам. Навестил «Аврору» и видел тренировку байдарочников на реке. Словом гулял и отдыхал.
Санкт-Петербург – Москва (пр. 740 км.)
Обратная дорога домой для меня всегда немножечко длиннее и утомительней. Но и этот путь был преодолён с двумя перекусами. К вечеру я был дома.
Вот такое получилось путешествие, полезное и приятное.