Серия подростковой фэнтези британца Джонатана Страуда "Локвуд и компания" - одна из моих любимых в этом жанре. Невероятным шедевром или откровением её не назвать, но яркие, живые, хорошо прописанные персонажи и довольно крепко сколоченный сюжет заслуживают читательского внимания, если, конечно, вам вообще интересен подобный жанр: смесь подросткового детектива, мистики и ужастика. Серия повествует о буднях маленького агентства по борьбе с призраками, которые наводнили Британию. Воспринимать призраков могут только дети и подростки, именно они и являются главными бойцами в борьбе с потусторонним.
В одной своей статье я сетовала, что "Локвуд" хорошо подошел бы для экранизации, но на него почему-то не обращают внимания. И вот, не прошло и двух лет, как Нетфликс явил нам свое творение по романам Джонатана Страуда. Деваться некуда, я его посмотрела, и вот мои впечатления.
Начали за здравие
Начало и впрямь удалось. 1 сезон состоит из 8 серий и построен на двух романах: "Кричащая лестница" (1-3 серии) и "Шепчущий череп"(4-8 серии). Начало 1 серии практически дословно следует тексту книги, проливая бальзам на мою филологическую душу. Главные герои - Локвуд и Люси - тоже вполне совпадают поначалу с книжными образами. Локвуд обаятелен и всегда делает вид, что все под контролем, Люси хмуровата и несколько резка. Перемена пола и национальности некоторых персонажей меня не сильно взволновала, на мой взгляд, разница тут не принципиальна. В случае с Джорджем расстраивает вовсе не то, что он из полного блондина превратился в худого и смуглого брюнета и сменил фамилию, а то, что при этом он растерял значительную долю своей фирменной язвительности. А вот Киппс довольно неплох, несмотря на то, что своему книжному "портрету" тоже не во всем соответствует.
В общем-то, первые три серии меня затянули и внушили мне надежду. Я с интересом следила за злоключениями "Локвуда и компании". Любопытно выглядели моменты, когда Люси не участвует в действии. В книге повествование ведется от её имени, поэтому там таких эпизодов не было. Конечно, удивило, что расследование в Кум Кери Холле на экране оказалось несколько скомканным и не таким впечатляющим, как на книжных страницах. Казалось бы, вот он, тот самый экшн, ради которого все и затевалось. Но то ли бюджета не хватило, то ли ещё в чем было дело, но Красная комната и Кричащая лестница явно недобрали жути и напряжения по сравнению с книжными. Забегая вперед: такая же штука происходила со всеми кульминационными встречами с призраками - в доме Бикерстафа и в катакомбах на кладбище.
Больше драмы
Для меня одной из главных странностей сериала стало то, что его создатели упорно начали давить на эмоции с самого начала. Вроде бы, все примерно то же самое, что и в книге, - мать Люси не слишком дорожит дочерью и рада сплавить её на опасную работу, но в сериале на этом конфликте делается акцент, его доводят до вспышки, до прямого столкновения. Книжная Люси тоже не испытывает особенной теплоты по отношению к семье, однако и не лелеет эту обиду, она вообще довольно крепка психологически. И невозможно себе представить, чтобы эта Люси устраивала Локвуду истерику, потому что он плохо продумал план и едва их не погубил (после налета на аукцион). Впрочем, и Локвуда, который действительно ничего не продумал и явился на полукриминальную сходку, как был, в смокинге, тоже невозможно представить. С самого начала конфликт Локвуда и ДЕПИК делают более напряженным и жестким, поэтому финал первого расследования выходит малорадостным, в отличие от книжного. Создатели сериала зачем-то форсируют развитие отношений Люси и Локвуда, в книге эта романтическая линия более вялотекущая. Такой же вопрос - зачем сейчас? - вызывают явные намеки на причастность Фиттис к темным делам и гибели родителей Локвуда. В книгах Страуд повествует о приключениях своих героев с мрачноватой иронией, напряжение в отношениях между героями всегда внутреннее, полускрытое за шуточками и деталями поступков. В сериал же зачем-то плеснули мелодрамы, давя на жалость и заставляя ужасаться: ах, бедная Люси! Ах, несчастный раскрытый оперативник! Боже, как Локвуд это переживет? Казалось бы, автор уже все придумал, расчертил все линии развития героев, четко обозначил все конфликты, но нет, зачем брать то, что уже придумано? Сделаем по-своему.
7 - несчастливое число, или Прощай, логика!
Кульминацией всех этих нестыковок стала 7 серия. "Налет" на аукцион - это просто что-то с чем-то. Люси и Локвуд, прямо в вечерних нарядах, мечутся по подвалу, пытаясь определиться, то ли сбежать, то ли идти до конца. Зачем-то разыгрывается трагедия с оперативником. Оказывается, что сериальный Локвуд вообще несколько туповат по сравнению со своим книжным прототипом. Раз за разом он показывает себя то неуверенным, то растерянным, да и фехтовальщик, оказывается, он не такой уж блестящий. И Люси, закатывая при этом одну истерику за другой, начинает перетягивать одеяло на себя. А в это время на Темзе примерно такие же чудеса логики проявляют Фло и Джордж. Особенно, конечно, хороша Фло, которая сперва пытается не пустить Джорджа к друзьям, чтобы он не встретился с зеркалом, потом сама настаивает, чтобы он это зеркало взял, и гордо удаляется, едва доведя его до дверей полицейского участка и даже не проследив, чтобы Джордж преодолел искушение и отдал зеркало ДЕПИК.
В 8 серии дело чуть выправляется. Неплохо получилась битва среди могил (хотя в книге все обошлось без человеческих жертв). Но в финале геройствовать опять приходится Люси (а как же обманный трюк Джорджа? Эх!), а Киппс вообще неизвестно в каком углу пролежал все это время.
В целом, да, сериал следует основным событиям книг, но скорость, с которой сквозной сюжет несется к своему развитию, и некоторые странные сюжетные ходы несколько смущают. Как и некоторый инфантилизм героев. В книгах Страуд великолепно выдерживает баланс между отвагой, хладнокровием и профессионализмом своих героев и их подростковой несдержанностью и некоторой недальновидностью. Сериал таким балансом похвастаться, увы, не может. Впрочем, не могу сказать, что он плох, - нет, могло быть гораздо хуже. Посмотрим, что будет дальше.