Найти тему
Научпок

Почему самураи делали харакири?

«Харакири» или «сэппуку» — это способ ритуального самоубийства, принятый среди сословия самураев в Средние века в Японии и практиковавшийся до ХХ века.

Сэппуку — это традиция, напрямую связанная с отношениями между самураем и его даймё (крупнейшие военные феодалы средневековой Японии), или «вассалом» и «сувереном», поэтому сэппуку является элементом властных отношений.

Ритуальное самоубийство совершали только самураи — это было привилегией их сословия, и совершалось оно лишь в следующих случаях: если даймё приговаривал самурая к подобной казни или в качестве самооправдания и доказательства своей невинности и преданности даймё, если самурая оклеветали, обвинив его в предательстве господина.

Как известно, сэппуку представляет собой процедуру вспарывания живота, крайне болезненную и мучительную. В Японии считалось, что живот является самой важной частью тела, в которой и находится жизненный центр организма, и, совершая этот ритуал, ты эту жизненную силу ликвидируешь. Подобная казнь в Японии считалась почетной, поскольку самурай лишал себя жизни сам — по своей воле или по приказу господина, а не подвергался смерти от руки другого, а также в Японии считалось, что подобная мучительная смерть это испытание, которое самурай достойно проходит, умирая с честью. К тому же, если самурая приговаривали к сэппуку, его семья не подвергалась гонениям, сохраняла свою фамилию и имущество.

Недостойной же являлась казнь путем отсечения головы, считавшаяся великим позором: голову выставляли на всеобщее обозрение и возили по всему городу.

Традиционно в ритуале сэппуку принимали участие два человека: совершающий самоубийство и его «помощник», который стоял рядом с самураем и, когда тот завершит ритуал, отрубал ему голову, избавляя от дальнейших мучений. Процедура вспарывания живота крайне мучительна и мгновенной смерти не приносит, поэтому такой «помощник» был необходим, дабы самурай, проведя ритуал, не страдал после.

По сравнению с японской культурой, где запрета на самоубийство никогда не было, в европейской христианской культуре существует жесткий запрет на самоубийство, ведь у христиан считается, что тело человека принадлежит не ему самому, а принадлежит Богу, его сотворившему, и, лишая себя жизни, человек идет против его воли и тем самым совершает грех. В Японии же считалось, что тело человека принадлежит его родителям или господину и своим телом ты должен им служить. Тело самурая принадлежало его даймё.

Массовая культура распространила образ совершающего харакири самурая так, что может создаться впечатление, словно ритуальное самоубийство было распространено и встречалось чуть ли не на каждом шагу и проводилось каждым вторым самураем, но правда в том, что реальных случаев совершения харакири было не так много. Этот ритуал был достаточно редким явлением.

В Средние века в Японии также была такая традиция среди самурайского сословия, когда вслед за смертью господина также совершали самоубийство и наиболее преданные ему самураи, — это считалось хорошим тоном, но уже в начале XVIII века это было законодательно запрещено, и в связи с этим количество совершенных ритуалов харакири заметно уменьшилось.

Окончательно же сэппуку было запрещено во второй половине XIX века после установления постоянных связей Японии с европейцами, для устоя которых, разумеется, сэппуку посчиталось варварским и антигуманным способом умерщвления, после чего оно было заменено на более привычные для европейцев повешение и расстрел.

В современном мире ритуал сэппуку/харакири хоть и потерял изначальное значение традиции между самураем и его господином, крайне редко, но может всплыть в новостях. Один из примеров: когда после поражения Японии во Второй мировой войне, к «харакири» прибегло несколько военных чинов. Из последних громких случаев — самоубийство знаменитого писателя Мисима Юкио в 1970 году. К истинному сэппуку/харакири и изначальным причинам проведения данного ритуала произошедшее, разумеется, относилось несильно.

Разница же между «харакири» и «сэппуку» в том, что хоть «сэппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами, «сэппуку» пишется как 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать», а потом «живот», при прочтении используется китайско-японское чтение), а «харакири» наоборот — 腹切り (первый иероглиф — «живот», используется японское чтение).

Есть мнение, что «харакири» несет несколько уничижительный смысл: если «сэппуку» подразумевает совершенное по всем правилам ритуальное самоубийство, то «харакири» переводится скорее как «вспороть себе живот мечом», — но на самом деле 切腹 («сэппуку») используется скорее в официальной речи, считается более «японским»; в разговорной же речи обычно используют «харакири». Без уничижительного окраса.

Так что вся разница лишь в том, что «харакири» — это разговорный термин, более известный на Западе, а «сэппуку» — письменный термин. Но значение примерно одно и то же.

Про это рассказал Историк Александр Мещеряков. https://postnauka.ru/faq/65440

Про разницу терминов: Ross, Christopher. Mishima’s Sword