К тому, что четыре колеса покоряют дороги, мы привыкли. А бездорожье? Да ещё когда пилот открыт всем ветрам, а свобода не ограничивается ничем, кроме объёма топливного бака? Именно такое удовольствие обеспечивают квадроциклы - мотовездеходы с четырьмя колёсами и верховой посадкой. Лёгкий, малогабаритный, нетребовательный транспорт повышенной проходимости с бензиновым или электрическим двигателем - то, что нужно героям и асфальта, и песков, и снежных покровов, не желающим прятаться под защиту кузова автомобиля.
“Квадроцикл” для русского уха звучит и ново, и приятно, однако специфики “колёсного коня” не отражает. Собственно, так называться имеет право любой транспорт о четырёх колёсах. На Западе же квадрики именуются ATV (all-terrain vehicle), что как раз и обозначает их принадлежность к внедорожникам. Но позволим себе слегка жонглировать терминами, тем более на сегодняшний день в России квадроциклом называют только мотовездеход, а никак не автомобиль, не трактор и не четырехколёсный велосипед.
Ты помнишь, как всё начиналось?
С велосипедов всё и начиналось в далеком 1853 году, когда первый педальный квадроцикл был представлен на выставке техники в Нью-Йорке.
Дальше подключился Генри Форд, создавая четырёхколёсный транспорт с паровыми двигателями и первыми двигателями внутреннего сгорания, однако вниманием магната и общественности быстро овладели автомобили.
В 20-е годы 20 века во Франции были популярны квадроциклы Чарльза Моше, опять без мотора, что и сделало их востребованными в годы оккупации фашистами: бензиновый транспорт нечем было заправлять.
Всё это - предтечи современных квадриков. Более-менее близкий к нынешнему облик появился в кризисные 70-е прошлого века в Японии (спасибо Honda) на волне экономии нефтепродуктов и заботе об экологии.
Правда, четырьмя колёсами лёгкий транспорт обзавёлся не сразу. А использовались экономичные вездеходы по большей части в США для передвижения по пляжам и песчаным местностям. Поначалу возможности квадроциклов были оценены туристической индустрией, и лишь потом осознало всю прелесть маленьких вездеходов сельское хозяйство. И вот перед нами современный квадрик - вполне мощный, с неплохой грузоподъёмностью, скоростными возможностями, отличной устойчивостью и проходимостью небольшого танка.
Азарт на четырёх колёсах
Конечно, мотовездеходы не одинаковые, как и цели их приобретения, и аудитория. Классифицируют квадроциклы обычно по конструктивным признакам, выделяя утилитарные и спортивные. Впрочем, разделение довольно условно, так как производители в этом отношении грешат перфекционизмом, всё совершенствуя свои модели и создавая универсальные гибриды.
Спортивные квадроциклы предназначены не только для гонок по трекам или пересечённой местности. Российских граждан в них привлекает агрессивный дизайн и лёгкость конструкции, так что их колеса зачастую стираются о городской асфальт и традиционное наше бездорожье. Однако проходимостью гусеничного бронетранспортера они не обладают, потому в болотах, буреломах и оврагах не помощники. К тому же и перевозка грузов - не спортивное дело, потому багажника не предусмотрено, возможности комплектации инструментом - тоже, зато скорость и манёвренность на высоте.
Особенностью этого вида квадриков можно считать наличие только заднего привода, энергоёмкой подвески и механической трансмиссии. На большинство спортивных моделей устанавливаются двигатели с повышенными оборотами и объёмом до 800 кубических сантиметров, так что развить скорость до 160 км/ч вполне реально.
Железный конь: не трактор, но в почете
Утилитарные квадроциклы практически универсальны. Они не столь быстроходны и легки, как спортивные, и пределом для них зачастую будут скромные 80 км/ч, однако в глазах человека, далёкого от треков и азарта соревнований, этого более чем достаточно.
Зато тяжеловесные квадрики обладают полным приводом, трансмиссией вариаторного типа (гораздо реже можно встретить модели с гидротрансформатором), понижающей передачей, багажником, а то и двумя. И чаще всего имеется возможность использования разного рода навесного оборудования, превращающего мотовездеход в специализированную технику.
Утилитарные модели квадроциклов, кроме хозяйственных работ, прекрасно подходят и для активных развлечений вроде рыбалки, охоты, покорения туристических маршрутов. Повышенная проходимость, отличная грузоподъёмность без дополнительных приспособлений делает их незаменимыми и для прогулочных поездок, особенно в российскую девятимесячную распутицу, благо техника всесезонная, в отличие от мотоциклов или снегоходов. Без навесного оборудования, с двигателем в 250 кубических сантиметров и одним багажником, весящие около 150 кг, эти модели образуют вид утилитарно-спортивный.
Правда, городские условия для их четырёх колёс всё же не оптимальны - шины с глубоким протекторным рисунком не очень любят асфальт, предпочитая бездорожье.
Еще один вид, о котором наши сограждане знают уже не понаслышке - детские квадроциклы, о которых ранее мы уже рассказывали. Квадрики для детей лёгкие, малой грузоподъёмности, рассчитаны на определенный вес, так что стокилограммовый папа покататься на транспорте своего чада не сможет.
Зато ребенок прекрасно преодолеет даже значительные расстояния практически по любому бездорожью, причем без ущерба для нервной системы родителей: двигатели в детских вездеходах маломощные, скорость выше 50 км/ч не развивается, обязательно имеется усиленная система безопасности. К тому же последнее время такое решение включает в себя экологичный электродвигатель - чем не замена традиционному велосипеду?