Постоянно откладываете дела на потом и думаете, что завтра всё изменится? Эта статья для вас! Сегодня мы расскажем, как мотивировать себя и перестать откладывать работу в долгий ящик.
Что говорят психологи?
Лень, апатия, нестабильность эмоций… У данных проявлений есть научное определение. Склонность к постоянному откладыванию важных дел, приводящая к негативным последствиям в виде стресса, постоянного чувства вины и заниженной самооценки, называется прокрастинацией.
С чем связано подобное поведение? По мнению специалистов, причиной прокрастинации может стать:
страх перед выполнением определённой задачи;
неуверенность в себе;
повышенная тревожность;
плохое настроение;
хроническая усталость;
самоограничение;
психологическое расстройство.
Как работает прокрастинация?
Очевидно, что человек быстрее выполнит те задачи, которые:
- не вызывают сложностей;
- гарантируют быстрое получение положительного результата.
Если предстоящая работа не ассоциируется с положительными эмоциями, прокрастинатор откладывает важные дела ради кратковременного удовольствия. В итоге человек теряет драгоценное время и либо бездействует, либо начинает волноваться и сожалеть о своём поведении. Снижение качества работы и ухудшение отношений с коллегами и близкими - главный результат прокрастинации.
Влияние мотивации на прокрастинацию.
Мотивация является движущей силой, помогающей значительно снизить уровень прокрастинации и привести человека к положительному результату. Иными словами, чем сильнее мотивация, тем меньше он прокрастинирует.
Однако не всё так просто. Сложность в том, что мотивация и прокрастинация могут оказывать равное влияние на сознание, что провоцирует психологический дискомфорт. В этом случае мозг должен справиться с двумя конфликтами (человек может ничего не делать, но при этом сильно переживать). Чтобы прокрастинация не превратилась в привычку, нужно научиться с ней справляться.
Методы борьбы с прокрастинацией.
Поскольку причины откладывания дел могут быть разными, принципы борьбы с ними должны различаться. Вот, что советуют специалисты:
- мысленно подготовьтесь к предстоящей работе (составьте список дел и выделите самые важные из них);
- сформируйте и закрепите новые привычки (постепенно вырабатывайте навыки, которые в дальнейшем обязательно пригодятся в работе);
- осознайте, что вы прокрастинируете (признание собственных ошибок сделает вас сильнее);
- сократите влияние отвлекающих факторов (выключите телефон и создайте спокойную для работы обстановку);
- расслабьтесь перед сном (выполнение расслабляющих практик в вечернее время настроит на предстоящий рабочий день);
- простите себя за бездействие (не вините себя за прошлые неудачи и полностью отпустите негатив);
- осознанно подойдите к делу (это поможет справиться с эмоциями и избавиться от напряжения);
- используйте методы психологической саморегуляции:
- определите задачу, вызывающую негативные эмоции;
- позвольте им существовать;
- осознайте серьёзность ситуации и направьте все силы на успешную реализацию проекта.
- снижайте уровень стресса с помощью положительных убеждений (ищите неоспоримые факты, способные изменить ваше сознание);
- используйте метод “помидора” (принцип, подразумевающий деление задач на небольшие отрезки времени):
- установите таймер на 20 минут;
- выполняйте поставленные задачи и не отвлекайтесь;
- спустя 20 минут отложите дела и отдохните 5 минут;
- повторите все действия заново (через 4 круга можно сделать длительную паузу).