Найти в Дзене
Институт ИПО

“Я подумаю об этом завтра”: как перестать откладывать дела на потом?

Оглавление

Постоянно откладываете дела на потом и думаете, что завтра всё изменится? Эта статья для вас! Сегодня мы расскажем, как мотивировать себя и перестать откладывать работу в долгий ящик.

Что говорят психологи?

Лень, апатия, нестабильность эмоций… У данных проявлений есть научное определение. Склонность к постоянному откладыванию важных дел, приводящая к негативным последствиям в виде стресса, постоянного чувства вины и заниженной самооценки, называется прокрастинацией.

С чем связано подобное поведение? По мнению специалистов, причиной прокрастинации может стать:

страх перед выполнением определённой задачи;
неуверенность в себе;
повышенная тревожность;
плохое настроение;
хроническая усталость;
самоограничение;
психологическое расстройство.

Как работает прокрастинация?

Очевидно, что человек быстрее выполнит те задачи, которые:

  • не вызывают сложностей;
  • гарантируют быстрое получение положительного результата.

Если предстоящая работа не ассоциируется с положительными эмоциями, прокрастинатор откладывает важные дела ради кратковременного удовольствия. В итоге человек теряет драгоценное время и либо бездействует, либо начинает волноваться и сожалеть о своём поведении. Снижение качества работы и ухудшение отношений с коллегами и близкими - главный результат прокрастинации.

Влияние мотивации на прокрастинацию.

Мотивация является движущей силой, помогающей значительно снизить уровень прокрастинации и привести человека к положительному результату. Иными словами, чем сильнее мотивация, тем меньше он прокрастинирует.

Однако не всё так просто. Сложность в том, что мотивация и прокрастинация могут оказывать равное влияние на сознание, что провоцирует психологический дискомфорт. В этом случае мозг должен справиться с двумя конфликтами (человек может ничего не делать, но при этом сильно переживать). Чтобы прокрастинация не превратилась в привычку, нужно научиться с ней справляться.

Методы борьбы с прокрастинацией.

Поскольку причины откладывания дел могут быть разными, принципы борьбы с ними должны различаться. Вот, что советуют специалисты:

  1. мысленно подготовьтесь к предстоящей работе (составьте список дел и выделите самые важные из них);
  2. сформируйте и закрепите новые привычки (постепенно вырабатывайте навыки, которые в дальнейшем обязательно пригодятся в работе);
  3. осознайте, что вы прокрастинируете (признание собственных ошибок сделает вас сильнее);
  4. сократите влияние отвлекающих факторов (выключите телефон и создайте спокойную для работы обстановку);
  5. расслабьтесь перед сном (выполнение расслабляющих практик в вечернее время настроит на предстоящий рабочий день);
  6. простите себя за бездействие (не вините себя за прошлые неудачи и полностью отпустите негатив);
  7. осознанно подойдите к делу (это поможет справиться с эмоциями и избавиться от напряжения);
  8. используйте методы психологической саморегуляции:
  • определите задачу, вызывающую негативные эмоции;
  • позвольте им существовать;
  • осознайте серьёзность ситуации и направьте все силы на успешную реализацию проекта.
  1. снижайте уровень стресса с помощью положительных убеждений (ищите неоспоримые факты, способные изменить ваше сознание);
  2. используйте метод “помидора” (принцип, подразумевающий деление задач на небольшие отрезки времени):
  • установите таймер на 20 минут;
  • выполняйте поставленные задачи и не отвлекайтесь;
  • спустя 20 минут отложите дела и отдохните 5 минут;
  • повторите все действия заново (через 4 круга можно сделать длительную паузу).