Сегодня один из самых любимых праздников гиков всего мира – день Супергероя. И, конечно, в этот день нужно вспомнить о ком-то из представителей этого славного племени прочно оккупировавших популярную культуру. Выбор, бесспорно, велик, но не хочется писать про кого-то уже давно известного. Тем более, что существует не очень известный персонаж, неразрывно связанный с моим родным городом. Более того, его имя это почти название этого самого города. Потому сегодня я кратко расскажу про комикс-трилогию «Тюмэн», которую с 2016 г. по 2019 г. выпустил тогда еще тогда тюменский андеграундный художник-комиксист Гоша Елаев.
Порой мои вкусы и предпочтения выруливают на совсем уж странные и запутанные колеи. Но когда я дочитал самую первую книгу про Тюмэна, то понял, что уже очень давно ни что так не ломало мои эстетические устои, как этот комикс. Во время его чтения я ощутил, наверное, все эмоции, которые только возможно. Хотя не скрою, некоторые сцены (особенно их натуралистическая прорисовка) порой могут шокировать, особенно не подготовленного читателя. Но, в конце концов, на каждой обложке стоит сакраментальное предупреждение «18+». А если мы обратимся к комиксам в целом как к жанру, а не только к историям о людях со сверхспособностями, то там и не такое можно увидеть. А в нынешней ситуации, такое произведение вообще бы не имело шанса быть опубликованным.
Да и сам автор честно предупреждает: «Книга очень плохо нарисована, содержит нецензурную брань и откровенные сцены и предназначено ТОЛЬКО для совершеннолетних читателей». Но Гоша говорил мне, что в этом комиксе нашли место многие факты его личной биографии. А из биографии, как известно, события не выкинешь. Потому, тот факт, что автор сумел перенести психологически проблемы на своего героя и выставить их на всеобщее обозрение заслуживает только уважения. Это очень ярко показано в финале первого сеттинга, когда Тюмэн предстаёт перед своим создателем и говорит ему: «Любой выдуманный персонаж – часть личности своего автора. Нельзя просто убить своё альтер-эго!» Банальная мысль, но как подана!
Это при том, что «Тюмэн» это все-таки комикс о человеке со сверхспособностями. Я бы даже сказал больше: это образец супергероики. Вроде бы все штампы и клише жанра на лицо: суперзлодеи сидящие в высших эшелонах власти и бизнеса, монстры, инопланетные цивилизации, параллельные миры и все прочие атрибуты жанра. Но как мастерски все эти штампы были обыграны. Автор над ними откровенно поиронизировал, а иногда и откровенно постебался. Даже в мировой комикс-индустрии авторов, которым удавалось сделать что то подобное, можно пересчитать по пальцам. Но Гоша Елаев с этой задачей справился прекрасно.
Когда мне в руки попал первый том, он мне понравился, и я искренне поблагодарил автора за него. Я ждал продолжения, и оно также не разочаровало. За год, что прошел между этими выпусками Гоша Елаев значительно вырос и в качестве прорисовки и в подаче сюжета. Если в первой книге были некие смысловые дыры, то уже во втором томе мы видим полноценное драйвовое произведение, которое захватывает с первой страницы и не отпускает до последней. При этом стеб над стереотипами массовой культуры стал еще жестче. Но и сюжет ушел намного дальше. В нем стало столько сюжетных пластов, что порой вместе с героем реально теряешься где же реальность, где сон, а где бред. Причем все это упаковано в ураганный экшен и завершается добрым финалом.
Третья книга – это уже совсем иная история. Сам комикс наполнился артами, которые кажется не имеют к сюжету ни какого отношения. При этом Гоша от страницы к странице экспериментирует со стилями в прорисовке: от классических газетных стрипов до реальной цветной психоделии. Но самое главное, в конце все герои обрели свободу. Причем каждый от тех внутренних и внешних и демонов, которые окружали их. И сам герой навсегда прощается с маской, скрывавшей его личность и уходит совсем в другую жизнь. Да, такое проделылвали уже многие супергерои. Но в этой истории у данного жеста был внутреннийсмысл. Гоша теперь и сам окончательно расстался со своим Тюмэном, что бы начать делать уже совсем другие комиксы и рассказывать совсем другие истории.
История завершилась. Герои и его автор, сумели победить в первую очередь свои внутренние страхи, обрели себя и стали действительно счастливыми.
Бесспорно, тем читателям, кто живет за пределами Тюмени, некоторые моменты и отсылки могут оказаться не понятны. Но любой житель города найдет в комиксе множество пасхалок и отсылок, как к особо известным объектам, так и к некоторым одиозным личностям. При этом автор проявил себя прекрасным сатириком – мы действительно видим здоровый стеб над всем тем, что окружает каждого ежедневно и в силу многолетней привычки уже не замечается.
Очень жаль, что ТЮМЭН не стал брендом города. Не в том вульгарном смысле в какой его обязательно бы превратили местные чиновники. И совсем не в том, как это было тонко обыграно во втором томе комикса (хотя я бы на это с интересом посмотрел). Просто должно было случиться так, что когда где то произносишь название «Тюмень» в памяти всплывало не только песня группы «Коммунизм» или ассоциация с поголовной коррупцией и раздутыми ценами. Было бы здорово, если бы в голову приходило имя легендарного героя, не только остановившего нашествие черной нефти, но и сумевшего обрести свою внутреннюю свободу.