Найти тему
Опять уехала

Успенский собор: каменное кружево Рязани

Я очень люблю Рязань. С ее крепостными валами, с ее закатами, с ее чудо-домиками на Щедрина. С ее каким-то особенным воздухом, чуть южным, и ощущением «настоящности» в архитектуре, в людях, в далеко неидеальных клумбах и газонах.

Рязань для меня — это кружево. Не то, которое из ниток, а то, которое из дерева и камня. И если про деревянную архитектуру Рязани будет в другой раз, то 
каменное кружево Успенского собора — это произведение искусства. Это то, от чего невозможно оторваться ни на фото, ни тем более вживую.

Причудливая орнаментальная белокаменная резьба, обрамляющая окна и двери, пышные растительные орнаменты в деревянной резьбе внутри — нарышкинское барокко, конечно, спутать невозможно ни с чем. И с моей любовью к модерну, именно этот стиль, пожалуй, захватывает меня ничуть не меньше своей гармоничностью — всю эту причудливость резьбы своей лаконичностью балансируют гладкие стены. Нет этого барочного «слишком».

Успенский собор строится в 1693–1699 годах крепостным зодчим
Яковом Бухвостовым. Да-да, тем самым, которого считают автором великолепного Покровского храма в Филях. Но Бухвостов — второй строитель. А была еще и первая версия собора, которой не суждено было увидеть течение веков.

В марте 1684 года «подмастерье каменных дел Федор Шаритин со товарищами» начинает строить соборную церковь, а спустя 8 лет митрополит Авраамий сообщает государям Иоанну и Петру Алексеевичам, что «соборная церковь постройкой окончена, своды сведенны и шеи, где быть главам, до половины сделаны...» Но в ночь на 18 апреля 1692 года недостроенная соборная церковь рухнула. Что-то с расчетами у Шаритина не задалось.

Но зато Бухвостов создал шедевр. И шедевр колоссальных размеров — площадью 1600 кв. метров и высотой 72 метра с семиярусным иконостасом внутри. И тем самым кружевом, которое я постаралась передать вам на фото.