Найти тему

Это памятник или огромная модель?

В Петербурге, на Воскресенской набережной (ранее наб. Робеспьера) стоит не совсем обычный памятник – памятник кораблю. В России и мире есть много памятников кораблям и связанным с ними событиям, но этот отличается тем, что является, по сути, большой точной моделью корабля, установленной на огромный гранитный постамент.

Памятный знак линейному кораблю "Полтава". Так на нём написано. Знатоки истории флота говорят, что это не первый линейный корабль и что это не "Полтава". Первый 58-пушечный линейный корабль России был построен 27 апреля 1700 года на Воронежской верфи. Это "Гото Предестинация".  Линкор "Полтава" - в 1709 году, вооружение - 54 пушки.
Памятный знак линейному кораблю "Полтава". Так на нём написано. Знатоки истории флота говорят, что это не первый линейный корабль и что это не "Полтава". Первый 58-пушечный линейный корабль России был построен 27 апреля 1700 года на Воронежской верфи. Это "Гото Предестинация". Линкор "Полтава" - в 1709 году, вооружение - 54 пушки.

Это памятник первому российскому линейному кораблю «Полтава». С него началось строительство российского линейного флота. Проектировщиком корабля был сам Пётр I, он же лично участвовал в его строительстве в Адмиралтействе. «Полтава» была заложена в 1709 году и создание памятника приурочили к 300-летию прототипа. Открыть памятник планировали в 2013 году, но потом срок перенесли и оно состоялось в 2015.

-2

Авторы – Скульптор А. Таратынов и архитектор В. Лукин. Создан памятник на деньги АО «Газпром» и передан Петербургу в виде дара. Интересно, что в многочисленных статьях про этот памятник, «Газпром» почти не упоминается, либо не говорится, кто был дарителем. Создание и установка памятника пришлась на годы борьбы градозащитников против строительства газпромовского небоскреба на Охтинском мысе. Возможно, что дар памятника городу должен был, по мнению инициаторов, «задобрить» борцов с Охта-Центром …

Не обошлось и без критики самого памятника, прежде всего, за большие размеры – высота его составляет 10 метров, длина корабля 8, ширина  2 метра.

Сам памятник представляет из себя весьма точную копию корабля «Полтава», по сути, модель. Основной материал – бронза, оснастка и мелкие детали – медные и латунные.

В центре лицевой стороны пьедестала находится бронзовая доска в виде свитка с надписью:

-3

По бокам пьедестала установлены барельефы: «Баталия близ Гангута», сделанный с гравюры французского гравера Маврикия Бакуа:

Барельеф "Баталия близ Гангута" (съемка снизу, поэтому такой ракурс)
Барельеф "Баталия близ Гангута" (съемка снизу, поэтому такой ракурс)

и «Баталия при Гренгаме», сделанный с гравюры Алексея Зубова:

Барельеф «Баталия при Гренгаме»
Барельеф «Баталия при Гренгаме»

Под кормой корабля на постаменте установлен барельеф с гравюры голландца Питера Пикарта, на которой изображен корабль «Полтава».

Памятник оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, он точная копия настоящего парусника, той самой «Полтавы». Кому же не нравятся парусные корабли… С другой стороны, некоторые его критикуют за слишком большие размеры. Но такой памятник-модель меньших размеров был бы не заметен с Невы.

-6

Возможно он лучше бы смотрелся где-нибудь на берегу залива, у гостиницы «Прибалтийская» или у Лахта Центра. Но сам по себе он хорош, а к его появлению на этой набережной все привыкнут. Это всё-таки не чудо-юдо работы Шемякина, которое стоит на этой же набережной неподалеку.