«Почему не пишете про фильм Кустурицы «По млечному пути»?» — задал вопрос постоянный подписчик. Фильм с Моникой Белуччи вышел в 2016 году, его много критиковали за вторичность, перепевы того, что уже ранее было снято Кустурицей, и я его не стала смотреть.
Посмотрела только сейчас. И думаю, что слова «большое видится на расстоянии» здесь вполне уместны.
Эмир Кустурица выступил в трех ипостасях — сценариста, режиссера и актера. В основе фильма, как сказано в начале — три реальные истории, приправленные бурной фантазией. Так и живу с вопросом, что же там реальность. Потому что все реально и одновременно — фантасмагорично.
Фильм открывается кинометафорой, которая долго стоит перед глазами. Белоснежные гуси, важно шествующие по деревенской улице, ныряют в ванну, куда забойщик только что выплеснул ведро крови от заколотого кабана. Домашней птице, по глупости или от жадности испачкавшейся в крови, теперь никакой жизни — мало того, что перья теперь грязные и липкие, так еще и нет спасения от кружащих стаями черных мух.
А каково людям?
На Балканах идут сражения. Главный герой — меланхоличный молочник Коста (Эмир Кустурица) на своем ослике доставляет молоко сражающимся прямо в окопы. Каждая его поездка — это своего рода млечный путь, ведь бидоны оказываются пробитыми, и за Костой остается белая молочная дорожка.
У Косты есть невеста-цыганка Милена (Слобода Мичалович), которая намерена сразу после победы сыграть две свадьбы — женить на себе Косту, а также устроить счастье брата Заги, который вернется в мирную жизнь. Зага (Мики Манойлович) — лучший снайпер от Сомали до Афганистана, и ему нужна самая лучшая невеста. Неугомонная Милена находит именно такую — в приюте для беженцев. Это красавица-итальянка с сербскими корнями (Моника Белуччи), которая смотрит «Летят журавли» и плачет.
Война смешала все карты. До нее Коста был музыкантом, Милена — чемпионкой по гимнастике, а итальянка — телезвездой и возлюбленной британского генерала, которого она однажды «сдала» вражеской контрразведке, и теперь вынуждена скрываться.
Все они кем-то были. А сейчас они крутятся, словно яркие стеклышки в калейдоскопе, и складываются под бодрый и страстно-нежный саундтрек Стрибора Кустурицы (композитор — сын режиссера) в любовный треугольник.
Первая часть колоритностью персонажей и декораций напоминает ставший культовым фильм Кустурицы «Черная кошка, белый кот». Чего стоят огромные часы, которые мало того, что идут как хотят, так еще и затягивают в свой механизм участников истории! Все попытки остановить часы или заставить стрелки идти нормально бессмысленны — время давно сошло с ума.
Вторая часть — явная отсылка к другому фильму Кустурицы: «Жизнь как чудо».
Двое со сломанным войной мироощущением нашли друг друга в этом хаосе. Они не молоды, но они нашли друг друга, и им надо учиться жить заново.
«Душа переполнена несчастьями, в ней больше нет для них места».
«Только это и имеет смысл — любить кого-то изо всех сил».
Но учиться жить некогда — за героиней Моники Белуччи охотятся спецназовцы, истребившие всех, кто чудом остался жив. Волшебным образом уцелели лишь влюбленные. Теперь их жизнь — сплошное бегство, спасение от преследования, в котором тоже много волшебства.
Силы природы постоянно на стороне влюбленных — их, как в сказках, в своем дупле скрывает дерево, а соколы своими крыльями сгоняют преследователей с высокой горы. Но силы слишком неравны — нашпигованная остатками войны земля оказывается сильнее. Но к их услугам — млечный путь.
Красиво, необычно, и очень сильный, в чем-то неожиданный финал. Хотя, почему неожиданный. Все войны когда-либо кончаются, и настает пора собирать камни. Чем и займется Коста, приближая себя шаг за шагом к млечному пути.
А вы смотрели? Что скажете?
Кадры из фильма с сайта Кинотеатр.ру и Кинопоиск.ру.