Прослушал последний выпуск программы Захара Прилепина «Уроки русского». Слушаю их постоянно. Слушаю в интернете, поскольку по милости руководства ТВ их выпуски ставят в самое «удобное» для телезрителей время – этот «урок № 201» засунули на 01:55!
Назвал его Прилепин: «Князь Ярослав: мудрый, русский, святой».
В конце «урока» автор программы, подводя итог 35-ти лет правления воистину мудрого князя, перечислил его достижения в разных отраслях деятельности:
«правосудие, образование, культура, архитектура, дипломатия, религия, внешняя политика, дипломатия, общество… Он был нашим Цезарем».
Можно было бы со всем согласиться из сказанного.
Но вот, Николай Карамзин ставит в вину великому князю Ярославу то, что он наделял уделами своих сыновей, тем самым дробя Русь, что привело к междоусобицам среди единокровных наследников, а в результате, позже – к татаро-монгольскому нашествию со всеми его последствиями.
Как пишет Карамзин:
Но Ярослав ожидал только возраста сыновей, чтобы вновь подвергнуть Государство бедствиям Удельного Правления. Женатый на Ингигерде, или Анне, дочери Шведского Короля Олофа …он был уже отцом многочисленного семейства. Как скоро большому сыну его, Владимиру, исполнилось шестнадцать лет, Великий Князь отправился с ним в Новгород и дал ему сию область в управление. Здравая Политика, основанная на опытах и знании сердца человеческого, не могла противиться действию слепой любви родительской, которое обратилось в несчастное обыкновение.
Перед смертью Ярослав заповедовал своим сыновьям:
«Скоро не будет меня на свете, – говорил он, – вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично для вас, погубит славу и величие Государства, основанного счастливыми трудами наших отцев и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество. Изяслав, старший брат, заступит мое место и сядет на престоле Киевском: повинуйтесь ему, как вы отцу повиновались. Святославу даю Чернигов, Всеволоду Переяславль, Вячеславу Смоленск: каждый да будет доволен своею частию, или старший брат да судит вас как Государь! Он защитит утесненного и накажет виновного».
Карамзин даёт оценку словам великого князя Ярослава Мудрого:
Слова достопамятные, мудрые и бесполезные! Ярослав думал, что дети могут быть рассудительнее отцев, и к несчастию ошибся.
Одна, судя по последствиям, ошибка мудрого князя, но она привела к страшным результатам.
С высоты нынешних знаний, глядя с современных позиций, трудно одобрительно оценивать пристрастие Ярослава Мудрого и к заключению династических браков своих дочерей с иноплеменными правителями.
Уж слишком расточительно русский князь относился к лучшему «русскому генофонду».
Так, три его дочери были выданы замуж в зарубежные государства, ближние либо дальние.
Елисавета была супругою Гаральда, Принца Норвежского, позже ставшего Королем Норвежским.
Вторая княжна, Анна, сочеталась браком с Генриком I, Королем Французским.
Третья дочь Ярославова, Анастасия, вышла за Короля Венгерского, Андрея I. Вероятно, что сей брачный союз служил поводом для некоторых Россиян переселиться в Венгрию, где в разных Графствах, на левой стороне Дуная, живет доныне многочисленное их потомство, утратив чистую Веру отцев своих.
Что от этих браков имела Русь во временна Ярослава, тем более, в последующие годы?
Кроме гордости за Анну, слегка цивилизовавшую и окультурившую французский королевский двор – ничего.
Не помню из истории, чтобы нам чем-то стали ближе Норвегия, Франция или Венгрия.
Так что, хваля правителей, к их делам надо относиться более критично. С точки зрения государственной пользы.
Столь же критично следует подходить к значимости того или иного события в истории для пользы государства.
Для примера сошлюсь на Куликовскую битву.
Спроси кого-нибудь из школьников либо рядовых обывателей постарше, и немалое их число, предполагаю, скажет, что на поле Куликовом русские разгромили татаро-монгольское войско, положив конец их многолетнему игу.
А вся значимость той победы, на мой взгляд, заключается в том, что впервые русские князья смогли объединиться и дать отпор татаро-монголам, пришедшим на Русь под водительством Мамая.
К сожалею, уже через два года повторить опыт подобного объединения не удалось, когда хан Тохтамыш пошёл на Москву, по пути сжигая, грабя и убивая жителей других российских городов и сёл. Среди русских князей опять был привычный раздрай.
Дмитрий Донской не смог объединить их, покинул Москву в поисках поддержки и помощи. А Тохтамыш обманом смог захватить Москву, побить её население числом 24 тысячи, ограбить город и сжечь его.
Но мы помним Куликовскую битву, и лишь изредка на ТВ в последнее время вспоминают другую битву - при МОлодях.
А по значимости для будущности русского государства это крупное сражение, произошедшее в конце июля-начале августа 1572 года в 50 верстах южнее Москвы имеет, пожалуй, не меньшее значение, чем Куликовская битва.
В бою сошлись русские войска и армия крымского хана Девлет I Гирея включавшая, помимо собственно крымских войск, турецкие (янычары) и ногайские отряды. Несмотря на значительное численное превосходство, крымско-турецкая армия была обращена в бегство и понесла тяжёлые потери.
Странная это наука – история. Зависит не от научных законов, а от воли либо прихоти тех, кто её пишет.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.