Тяжелый танк ИС-3.
В марте 1942 г. приказом Наркомата танковой промышленности в Челябинске для работы над перспективными машинами был создан специальный научно-конструкторский центр - Опытный завод № 100.
Главным конструктором завода был назначен А.С. Ермолаев, с августа 1943 г. директором завода и главным конструктором стал Ж.Я. Котин.
Для сопровождения серийного производства танков на Челябинском Кировском заводе было сформировано конструкторское бюро, которое возглавил Н.Л. Духов.
Несмотря на создание завода № 100 и загруженность работой по серийному производству, КБ Духова занялось и созданием новых конструкций, формально – в рамках совершенствования серийной машины.
В июле 1943 г. по инициативе руководства ЧКЗ была начата работа над проектом нового тяжелого танка «К» и в марте 1944 г. руководство ЧКЗ направило в ГБТУ технический проект. Так как объекты с обозначением 200 достались по наследству Опытному заводу Котина, новая машина получила обозначение объект 701.
Проект был одобрен, но Постановлением ГКО № 5583 от 8 апреля 1944 г. «Об изготовлении опытного образца нового тяжелого танка на Кировском заводе» Челябинскому Кировскому предписывалось помимо постройки опытных образцов объекта 701, в срок до 25 июня построить два образца модернизированного танка ИС-2.
В отведенные сроки КБ Духова не уложилось, так как основные усилия были сосредоточены на объекте 701.
Однако, новая машина требовала серьезной доводки и когда стало ясно, что объект 701 не удастся в ближайшее время предложить вместо ИС-2, в конце июня 1944 г. началась работа по модернизации танка ИС-2. Ведущим инженером по машине был назначен М.Ф. Балжи.
Модернизированный ИС-2 рассматривался ЧКЗ как переходный вариант от ИС-2 к объекту 701 и первоначально именовался, как «опытный образец 701-А».
От ИС-2 машина отличалась новым корпусом с усиленной носовой частью, сваренной из катаных листов, составными бортами корпуса и корытообразным днищем. Также устанавливалась новая обтекаемая литая башня с усиленным бронированием.
Во второй половине августа 1944 г. проект машины был одобрен в ГБТУ и 2 сентября на ЧКЗ началась сборка опытного образца. 28 октября танк был представлен военной приемке. В ноябре машина вышла в заводской пробег, но установленную тысячу километров не прошла, так как 18 ноября разрушился картер привода вентилятора.
Второй опытный образец был собран в двадцатых числах ноября. 24 ноября танк был испытан заводским пробегом на 30 км, а 25 ноября без замечаний прошел 50-км пробег военной приемки и был допущен на гарантийные испытания.
Между тем, в декабре 1944 г. свой проект модернизации танка ИС-2 представил Опытный завод № 100. Ведущим инженером ИС-2У был Г.Н. Москвин.
За конструкцию корпуса отвечал В.И. Таротько, который предложил новый вариант носового узла из трех броневых листов.
Конструкция позволяла сэкономить на массе машины за счет сокращения длины бортов и выкроить место для отдельного люка механика-водителя. При этом прибор наблюдения водителя выносился на крышку люка, сохраняя лобовые листы монолитными.
ЦНИИ-48, отвечавший за исследования в области броневой защиты, после сравнительного анализа двух проектов, констатировал:
«Ввиду того, что каждая из предложенных конструкций имеет свои преимущества… новая конструкция броневой защиты танка ИС должна включать следующие конструктивные элементы:
- носовая часть корпуса должна быть выполнена по типу конструкции, предложенной заводом № 100 – ЦНИИ-48 (двускатный нос);
- днище корпуса должно быть принято по конструкции, предложенной Кировским заводом (корытообразное);
- конструкция башни должна быть разработана таким образом, чтобы в поперечном сечении был использован принцип, предложенный Кировским заводом (куполообразная форма), а в горизонтальных сечениях – принцип башни завода № 100 и ЦНИИ-48 (сечение, приближающееся к эллипсу)».
На основании этих рекомендаций 16 декабря 1944 г. нарком танковой промышленности В.А. Малышев подписал приказ № 729сс, в котором объединил работу над новым танком под обозначением «Кировец-1» и приказал построить опытную партию из 10 машин, из них восемь единиц Челябинский Кировский завод должен был собрать к 25 января 1945 года, а два корпуса и башни подготовить для испытаний обстрелом.
В день выхода приказа № 729, 16 декабря, вариант ЧКЗ, получивший приказом командующего БТ и МВ обозначение ИС-3, отправился на Государственные испытания, которые прошли с 18 по 24 декабря на полигоне в Кубинке. В заключении комиссии по испытаниям отмечалось:
1. Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытания на гарантийные 1000 км – не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км.
2. По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2.
3. Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2.
4. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете.
27 декабря нарком танкостроения В.А. Малышев и командующий бронетанковыми и механизированными войсками Я.Н. Федоренко вышли с письмом на имя И.В. Сталина:
«После длительного рассмотрения обоих проектов нами принято решение объединить оба проекта и поручить Кировскому заводу на их основе разработать проект тяжелого танка на базе танка ИС с использованием указанных выше преимуществ обоих проектов. Все эти выдающиеся предложения танковых конструкторов дают возможность создать тяжелый танк в весе танка ИС-2 и в то же время повысить его бронестойкость в два с лишним раза против существующего танка ИС-2».
Сталин принятое решение утвердил, и в течении января 1945 г., в КБ Духова на ИС-3 была скомпонована новая носовая часть. В чертежной документации «Кировец-1» получил обозначение объект 703.
Сборка первых двух образцов танков «Кировец-1» началась 3 февраля 1945 года. Третий танк начали собирать 6 февраля, четвёртый – 9 февраля. 12 февраля два корпуса производства завода №200 и УЗТМ были отправлены на НИИБТ полигон для испытаний обстрелом.
К 15 февраля в разной степени сборки находилось уже 8 танков, а 16-го машина № 2 прошла заводской пробег. 20 февраля эту машину отправили в Кубинку, где она с 23 марта по 11 апреля прошла 1016 км, сделала 110 выстрелов из пушки и 910 выстрелов – из пулемёта ДШК.
Не дожидаясь результата испытаний, 20 марта 1945 г. руководство НКТП и ГБТУ обратились к И.В. Сталину с предложением принять на вооружение «Кировец-1», как танк «Маршал Сталин».
В итоге, 29 марта было подписано Постановление ГКО № 7950сс «О модернизации тяжелого танка ИС-2»:
1. Принять предложение НКТП т. Малышева и зам. командующего БТ и MB КА т. Коробкова о принятии на вооружение КА танка ИС-3 конструкции Кировского завода НКТП.
2. Обязать НКТП (т. Малышева) и директора Кировского завода (т. Зальцмана) устранить недостатки, отмеченные в отчёте по испытанию танка ИС-3 до организации его серийного производства.
31 марта 1945 г. о принятии на вооружение нового тяжелого танка объявил в своем приказ № 146 Нарком танковой промышленности В.А. Малышев. По плану, уже в апреле ЧКЗ должен был сдать 25 новых танков, в мае — 100 и в июне — 250.
В 1945 г. за «коренное усовершенствование существующего танка» Сталинскую премию 1-й ст. получили конструкторы ЧКЗ: Н.Л. Духов, Л.С. Троянов, М.Ф. Балжи, Г.В. Кручёных и В.И. Таротько.
Между тем, опытный образец № 3, после 40-км заводского пробега и доработки, в марте 1945 г. вышел на испытания в объеме 1000 км. Несмотря на неизбежные поломки, танк прошел 1922 км, дав огромный материал для совершенствования конструкции.
С 11 апреля по 8 мая 1945 г. на НИБТ Полигоне в подмосковной Кубинке был проведен обстрел корпусов и башен ИС-3. Башня машины раскололась после 29 выстрелов. Требовалась замена брони на более вязкую.
Корпус танка обстреливали 122-мм и 88-мм бронебойными снарядами. При нулевом курсовом угле с дистанции 200 м лоб корпуса не был пробит даже при попадании в соединение двух листов. Пробитие верхних лобовых листов наступало при курсовых углах 320 и 40 градусов с дистанции 900 м и ближе.
По итогам обстрела, с мая 1945 г. УЗТМ и завод № 200 совместно с НИИ-48 внедрили для литья башен броневую сталь 66ЛМ.
По итогам проведенной общей доработки конструкции 21 мая 1945 г. начальник Технического управления ГБТУ полковник А.И. Благонравов подписал приказ «Об утверждении технической документации на танк ИС-3». Сто танков, положенных по майскому плану, заводу удалось сдать к 1 июня.
Июньская производственная программа к 1 июля была челябинцами выполнена только частично – военпреды приняли 140 танков из 250. Машины июньской программы были сданы в первых числах июля, и тоже повторилось в дальнейшем – 69 танков из 250 «июльских» завод сдавал военным в начале августа, 55 «августовских» машин – в начале сентября, а 70 «сентябрьских» - в октябре.
За счет совершенствования технологии изготовления, себестоимость ИС-3 постепенно снижалась и в сентябре 1945 г. составила 295 тыс. рублей.
В октябре 1945 г., в связи с переходом на производственные задания мирного времени УЗТМ прекратил отливку башен для ИС-3, их теперь полностью поставлял завод № 200.
Челябинский Кировский завод постепенно вновь становился тракторным, снижая выпуск тяжелых танков. План на октябрь, ноябрь и декабрь снизился до 200 танков ИС-3 в месяц. Всего за 1945 г. армия получила 1705 танков ИС-3, не считая машин опытной серии.
В январе 1946 г. объём выпуска танков в Челябинске уменьшился до 100 машин. В феврале завод построил 120 танков, в марте – 130, но затем производство резко снизилось в связи с переходом на выпуск танка ИС-4.
В апреле ЧТЗ сдал 60 штук ИС-3, в мае – 90, в июне – 75. Последние 25 танков, относящихся к июньскому плану завод сдал в июле 1946 г., завершив выпуск ИС-3. В итоге общий объём производства танков ИС-3 составил 2305 единиц, из них 600 – в 1946 г.
Улучшение конструкции танка началось одновременно с серийным производством. За июль 1945 г. внесли 24 изменения, в том числе:
с 11 июля танк выпускался с улучшенной конструкцией МТО, которая сняла проблему с перегревом двигателя;
с 20 июля, начиная с машины с серийным номером 703-11530, убрали розетку внешнего вызова.
с 26 июля, начиная с машины номер 703-11571, было введено крепление дополнительных четырёх траков на верхних лобовых листах корпуса.
За август 1945 г. в конструкцию было внесено ещё 15 изменений, в сентябре – 12.
На танках последних серий в борьбе с перегревом двигателя количество воздушно-масляных радиаторов уменьшили с 4 до двух, но теперь их расположили перед вентиляторами, улучшив охлаждение. Кроме того изменили форму выпускных труб и коллекторов воздушных вентиляторов.
С марта-апреля 1946 г. ИС-3 получил электропривод поворота башни с командирским целеуказанием, разработанный ЧКЗ совместно с заводами №№ 100 и 255 в соответствии с постановлением СНК СССР №3217-985 от 30 декабря 1945 г.
Окончание серийного выпуска ИС-3 не остановило процесс улучшения машины, и причиной тому была недостаточная техническая надежность. Ни один ИС-3 постройки 1946 г. не выдержал гарантийных испытаний на 300 и 1000 км пробега.
Так, выяснилась недостаточная жесткость корпуса в районе МТО, что приводило к нарушению центровки агрегатов, кроме того, в процессе длительной эксплуатации машин стали проявляться трещины не только в сварных швах корпуса, но и в корпусах литых башен.
10 июня 1949 г. вышло Постановления Совета Министров СССР № 2312-901 которое предусматривало разработку мероприятий по устранению конструктивных недостатков танка ИС-3 и их проверку испытаниями в срок до 1 января 1950 г. Согласно постановлению улучшение машины должно было пройти в два этапа.
На первом этапе предусматривалось:
разработать более жесткую конструкцию опор двигателя;
заменить ручной топливоподкачивающий насос агрегатом с электродвигателем;
улучшить опоры коленчатого вала двигателя;
установить клапан в масляном баке;
разработать вентиляторы охлаждения радиаторов улучшенной конструкции;
улучшить крепление главного фрикциона;
улучшить соединение главного фрикциона и коробки передач;
улучшить крепление коробки передач.
Рекомендованные мероприятия УКН были внедрены ЧКЗ на двух усовершенствованных танках. Кроме того, в инициативном порядке конструкторы улучшили кронштейн подъемного механизма пушки, усилили подбашенный лист, ввели гусеничные ленты из стали ТВМ и изменили крепление стартера.
В августе 1949 г. завод представил партию из десяти улучшенных машин на войсковые испытания, которые прошли в 4-й Кантемировской тд со 2 сентября по 16 октября. Испытания показали недостаточность внедренных улучшений.
Поэтому, КБ ЧКЗ разработало улучшения второго этапа модернизации, в том числе доработку конструкции коробки передач, зенитно-пулеметной установки и различных уплотнений. Три улучшенных танка ИС-3 смогли пройти испытания на гарантийный километраж, что позволило утвердить документацию по модернизации машины.
Постановлением СМ СССР №4871-2121 от 12 декабря 1950 г. модернизация танков ИС-3 была организована на Челябинском Кировском и Ленинградском Кировском заводах.
Уже в процессе работы с 1 июля 1952 г. были введены новые пылезащитные щитки надгусеничных полок машины и тормозные ленты улучшенной конструкции.
Кроме того, башни с трещинами, которые было невозможно исправить, уходили в лом, а вместо них завод № 200 по мере необходимости отливал новые башни из стали 74Л с термообработкой на среднюю твердость.
В Челябинске работа по устранению конструктивных недостатков была проведена на 314 танках и завершилась в 1953 г., в Ленинграде – на 751 машине и завершилась в 1954 г. Наименование машины после модернизации не изменялось.
Дальнейшая работа по модернизации танка шла вплоть до конца 1970-х гг. на танкоремонтных заводах: Киевском № 7, Львовском № 17, Ленинградском № 61 и заводе № 120 в немецком г. Кирхмезер.
С 1954 г. при капитальном ремонте ИС-3 устанавливалась УКВ радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120.
С 1955 г. танк получил новые направляющие колеса и опорные катки, а также воздухоочиститель ВТИ-2 вместо мультициклона.
С 1956 г. для механика-водителя был введен ночной прибор ТВН-2, а у командира танка вместо перископа МК-4 установлен смотровой прибор ТПК-1 с 5-кратным увеличением. На лобовом листе разместили фары ФГ-127 и ФГ-125.
С 1960 г. при ремонте началась установка двигателя В-54К-ИС и предпускового подогревателя НИКС-1. В системе смазки двигателя насос МЗН-1 был заменен на МЗН-2, введен новый масляный фильтр МАФ, новый масляный бак с теплообменником и пеногасителем. Для КПП была смонтирована система охлаждения масла. В воздухоочистителе ВТИ-2 были введены четыре кассеты. Были предусмотрены крепления для установки двух дополнительных наружных бочек с топливом по 200 литров каждая. Боекомплект сократили до 250 патронов калибра 12,7 мм и 945 патронов калибра 7,62 мм.
С 1961 г. радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120 заменялись на Р-123 и ТПУ Р-124. С конца 1962 г. после прохождения капитального ремонта танк получал обозначение ИС-3М.
В 1963 г. в ЗИП танка был введен дегазационный комплект, а крепления боеукладки доработаны для зарядов с частично сгораемой гильзой.
На базе танка ИС-3 (ИС-3М) танкоремонтные заводы выпускали командирский вариант ИС-3 (ИС-3МК) с дополнительной радиостанцией Р-112 и зарядным агрегатом. Для освобождения внутренних объемов под это оборудование боекомплект танка уменьшался на семь выстрелов. Кожух 10-метровой телескопической антенны крепился на правом борту танка.
Впервые публично танки ИС-3 показали на параде союзных войск в честь окончания Второй мировой войны в Берлине 7 сентября 1945 г. По Шарлоттенбургскому шоссе прошли 52 танка 71-го гв. тяжелого танкового полка 2-й гв. танковой армии.
По Красной площади новые машины впервые прошли во время военного парада 1 мая 1946 г.
В войска ИС-3 стали поступать с июня 1945 г., в первую очередь в части Группы советских оккупационных войск в Германии.
В составе Советской армии ИС-3 первый и единственный раз участвовал в боевых действиях при подавлении восстания в Венгрии в октябре-ноябре 1956 г. В ходе уличных боев в Будапеште несколько танков ИС-3 было уничтожено противником.
ИС-3М, эксплуатировались в войсках до конца 1970-х гг. Впоследствии часть машин была поставлена на хранение, часть – по истечении срока эксплуатации, а также замены новыми тяжелыми танками Т-10 – на списание. В качестве ДОТ ИС-3 использовались с начала 1960-х годов на советско-китайской границе и на Курильских островах в укрепленных районах.
Указом Президента РФ № 1054 от 23 сентября 1997 г. в связи со снятием с производства и отсутствием на хранении в ВС России, Министерству обороны было разрешено снять с вооружения тяжелые танки ИС-3. Приказ Министра обороны по этим машинам состоялся в 2008 г.
За рубеж танки ИС-3 широко не поставлялись. Для ознакомления с конструкцией два танка ИС-3 были предоставлены Польше и один - Чехословакии.
Около 100 машин были поставлены Египту в период с 1955 по 1966 г.
Эти машины Египет использовал в войне 1967 г. против Израиля. Ввиду невысокой подвижности и слабой подготовки экипажей, ничем особым ИС-3 себя не проявили, подбив, правда, несколько израильских М48. Потери ИС-3, в основном брошенными на поле боя, составили 73 машины.
Трофейные ИС-3 использовались в Израиле до начала 1970-х гг. На части машин выработавшие ресурс двигатели заменялись на В-54, снятые с трофейных танков Т-54.
В начале 1970-х гг. 33 машины были выставлены в качестве неподвижных огневых точек по линии Суэцкого канала, где их боевая деятельность и завершилась в 1973 г.
Основные источники:
Машкин А. Танк Победы ИС-3//Бронеколлекция. 2010. № 3(90).
Пашолок Ю. Эволюция с революцией//warspot.ru/16829-evolyutsiya-s-revolyutsiey. 16 марта 2020 г.
Павлов М.В., Павлов И.В. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг.//ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuRuPzWg/SuRuPzWg001.htm.
Руководство по материальной части и эксплуатации танка ИС-3. М.: Воениздат, 1953 г.
Тяжелый танк (модернизированный). Руководство. М.: Воениздат, 1947 г.
Чубачин А. Тяжелый советский танк ИС-3/ИС-3М. Бронетанковый музей. Вып.15.