Найти в Дзене
Lectorient

«Турки правят миром, а ими правят женщины»

«…Турецкие женщины, как никакие другие, путешествуют и развлекаются» - такой вывод о свободе османских женщин сделал немецкий путешественник Соломон Швайгер в XVI веке. Хоть это высказывание поверхностно, оно не так далеко от истины.
Балканы и в частности болгарские земли были завоеваны османами значительно раньше Константинополя. Уже в конце XIV века София, современная столица Болгарии, была ядром зарождающейся Османской империи. В то время этот город был крупным центром, где находились представители османской администрации, и представлял собой классический образец османского города.
С течением времени османскими мотивами наполнялись не только города. Так, османскими женщинами стали считаться не только мусульманки, но и представительницы христианской веры. Но были ли их права равны? В чем были отличия их образа жизни, прав и обязанностей?
В мусульманском праве изначально были оговорены правила поведения христиан среди мусульман. Например, христианки должны были отличаться от му


Фото взято из открытого фотостока Canva
Фото взято из открытого фотостока Canva

«…Турецкие женщины, как никакие другие, путешествуют и развлекаются» - такой вывод о свободе османских женщин сделал немецкий путешественник Соломон Швайгер в XVI веке. Хоть это высказывание поверхностно, оно не так далеко от истины.

Балканы и в частности болгарские земли были завоеваны османами значительно раньше Константинополя. Уже в конце XIV века София, современная столица Болгарии, была ядром зарождающейся Османской империи. В то время этот город был крупным центром, где находились представители османской администрации, и представлял собой классический образец османского города.

С течением времени османскими мотивами наполнялись не только города. Так, османскими женщинами стали считаться не только мусульманки, но и представительницы христианской веры. Но были ли их права равны? В чем были отличия их образа жизни, прав и обязанностей?

В мусульманском праве изначально были оговорены правила поведения христиан среди мусульман. Например, христианки должны были отличаться от мусульманок одеждой: они не могли носить наряды определенных цветов и видов тканей, под запретом для христианок были пояса из драгоценных камней и металлов. Также они должны были уступать дорогу мусульманкам, отходя в сторону. Трудно сказать, соблюдались ли эти правила на практике.


Судебная практика
Но в суде права женщин обеих конфессий были равны. Вопреки стереотипу об ущемлении женских прав, исследования документов кадийских судов показывают, что в Османской империи женщины весьма успешно обращались в суды для решения своих проблем. Они взыскивали свои доли наследства, вступали в различные тяжбы со своими родными, оформляли дарственные, решали сложные имущественные споры и даже выступали в роли крупных кредиторов. Нередко можно было встретить владелиц крупных ремесленных лавок и трактиров. И чаще всего это были христианки.

Одним из видимых отличий в судах было то, что мусульманки чаще участвовали в процессах через представителя-мужчину: мужа, отца или брата; в то время как христианки в подавляющем большинстве лично присутствовали на заседаниях суда.

Равенство прав и различие возможностей
Несмотря на то, что христиане имели ограничения на определенные виды занятий, количество богатых людей среди них не уступало мусульманской общине. Основное различие было в том, что христиане строили свой капитал посредством организации крупных ремесленных предприятий, а обеспеченные мусульмане чаще были крупными чиновниками.

В таких семьях остро стоял вопрос наследства, и в отношении женщин мы видим интересную закономерность. После смерти мужа женщина получала свою долю в зависимости от типа брака, а не религиозной принадлежности.

Мусульманское бракосочетание, никах, было гораздо более выгодно для женщины того времени. Женщина получала законную выплату (махр) до момента свадьбы, а также имела право на вторую часть махра в будущем. Поэтому при разделении имущества умершего супруга ее наследуемая доля суммировалась с данной брачной выплатой и часто значительно превышала доли других участников наследства.

Христианское же бракосочетание не имело подобной практики. Поэтому христианские женщины и еврейки стали вступать в брак именно по мусульманским обычаям, что в дальнейшем обеспечивало их средствами к существованию в случае потери супруга.

Насколько широко было распространено женское предпринимательство? Как сильно изменился менталитет болгарского населения под османским влиянием? Каков был самый большой и самый скудный махр? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей видеолекции, посвященной правам христиан и мусульман в Османской империи XVIII века:
https://blog.lectorient.ru/lectori/news25

Присоединяетесь, будет интересно!
Спикер лекции: А.А. Леонтьева (младший научный сотрудник института славяноведения РАН).