«…Турецкие женщины, как никакие другие, путешествуют и развлекаются» - такой вывод о свободе османских женщин сделал немецкий путешественник Соломон Швайгер в XVI веке. Хоть это высказывание поверхностно, оно не так далеко от истины.
Балканы и в частности болгарские земли были завоеваны османами значительно раньше Константинополя. Уже в конце XIV века София, современная столица Болгарии, была ядром зарождающейся Османской империи. В то время этот город был крупным центром, где находились представители османской администрации, и представлял собой классический образец османского города.
С течением времени османскими мотивами наполнялись не только города. Так, османскими женщинами стали считаться не только мусульманки, но и представительницы христианской веры. Но были ли их права равны? В чем были отличия их образа жизни, прав и обязанностей?
В мусульманском праве изначально были оговорены правила поведения христиан среди мусульман. Например, христианки должны были отличаться от мусульманок одеждой: они не могли носить наряды определенных цветов и видов тканей, под запретом для христианок были пояса из драгоценных камней и металлов. Также они должны были уступать дорогу мусульманкам, отходя в сторону. Трудно сказать, соблюдались ли эти правила на практике.
Судебная практика
Но в суде права женщин обеих конфессий были равны. Вопреки стереотипу об ущемлении женских прав, исследования документов кадийских судов показывают, что в Османской империи женщины весьма успешно обращались в суды для решения своих проблем. Они взыскивали свои доли наследства, вступали в различные тяжбы со своими родными, оформляли дарственные, решали сложные имущественные споры и даже выступали в роли крупных кредиторов. Нередко можно было встретить владелиц крупных ремесленных лавок и трактиров. И чаще всего это были христианки.
Одним из видимых отличий в судах было то, что мусульманки чаще участвовали в процессах через представителя-мужчину: мужа, отца или брата; в то время как христианки в подавляющем большинстве лично присутствовали на заседаниях суда.
Равенство прав и различие возможностей
Несмотря на то, что христиане имели ограничения на определенные виды занятий, количество богатых людей среди них не уступало мусульманской общине. Основное различие было в том, что христиане строили свой капитал посредством организации крупных ремесленных предприятий, а обеспеченные мусульмане чаще были крупными чиновниками.
В таких семьях остро стоял вопрос наследства, и в отношении женщин мы видим интересную закономерность. После смерти мужа женщина получала свою долю в зависимости от типа брака, а не религиозной принадлежности.
Мусульманское бракосочетание, никах, было гораздо более выгодно для женщины того времени. Женщина получала законную выплату (махр) до момента свадьбы, а также имела право на вторую часть махра в будущем. Поэтому при разделении имущества умершего супруга ее наследуемая доля суммировалась с данной брачной выплатой и часто значительно превышала доли других участников наследства.
Христианское же бракосочетание не имело подобной практики. Поэтому христианские женщины и еврейки стали вступать в брак именно по мусульманским обычаям, что в дальнейшем обеспечивало их средствами к существованию в случае потери супруга.
Насколько широко было распространено женское предпринимательство? Как сильно изменился менталитет болгарского населения под османским влиянием? Каков был самый большой и самый скудный махр? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей видеолекции, посвященной правам христиан и мусульман в Османской империи XVIII века: https://blog.lectorient.ru/lectori/news25
Присоединяетесь, будет интересно!
Спикер лекции: А.А. Леонтьева (младший научный сотрудник института славяноведения РАН).
«Турки правят миром, а ими правят женщины»
29 января 202329 янв 2023
1040
3 мин
4