6 июля 1253 года князь Миндовг был коронован в Новогрудке, став первым и последним королем в истории Великого княжества Литовского.
Из старших князей
Впервые имя Миндовга в хрониках упоминается в 1219 г., когда более 20 князей балтских племён вели переговоры с Галицко-Волынским княжеством. Там он назван одним из «старших» князей в Литве. В 1238 г. Миндовг был союзником волынского князя в походе на князя Мазовии (современная Польша) Конрада вместе с новогрудским князем Изяславом.
Летописи 1248 г. упоминают имя Миндовга в связи с Новогрудком, важнейшим центром Верхнего Понеманья. Миндовга, балтского князя, пригласили занять престол в славянском Новогрудке. Примерно с этого момента, между 1238 и 1248 гг., начинается зарождение нового белорусско-литовского государства Великого княжества Литовского. У тех и других были взаимные интересы в объединении.
Так, в то время жители Новогрудка, Слонима, Волковыска и других городов Верхнего Понеманья были куда более развитыми по сравнению со своими балтскими соседями. У них уже было свое государство, горожане занимались ремёслами и торговлей, в том числе международной, ходили в церкви. В то же время предки литовцев — балтские племена — не были объединены в одно государство, жили преимущественно в лесных поселениях и были язычниками. Зато они были хорошими воинами. Как раз военная сила соседей была необходима жителям Новогрудка. Именно поэтому они и пригласили к себе княжить балта Миндовга со своими воинами.
К вопросу выбора религии Миндовг, как и правившие после него князья, подходил исключительно прагматично. Исследователи склоняются к тому, что он не принимал православного крещения вообще. Заставили его принять крещение по римско-католическому обряду чрезвычайно сложные внешнеполитические обстоятельства. Против молодого белорусско-литовского государства выступила мощная коалиция практически всех соседей: Тевтонский орден в Пруссии и Ливонии, Галицко-Волынское княжество, племена ятвягов, жмудь и половцы.
Прагматичная вера
Благодаря переходу в католичество Миндовг смог избавиться от натиска мощного Тевтонского ордена, миссией которого как раз было продвижение католичества на Востоке. Кроме того, крещение Миндовга по римско-католическому обряду вместе со своими придворными в 1251 г., несмотря на свой тактический характер, сблизило молодое белорусско-литовское государство с Западной Европой.
Хитрый дипломат Миндовг при крещении, чтобы задобрить тевтонцев, еще и якобы отдал им территорию Жмуди. Переход земель произошел, но наделы, которые подарил Миндовг, ему вообще не принадлежали: они лежали к северу от его княжества.
Вместе с Миндовгом корону получила еще и его жена Марта. По приказу ландмейстера Ливонского ордена в Риге для новоиспеченных короля и королевы были изготовлены две короны, украшенные драгоценными камнями.
Церемонию провёл епископ Генрих. Алесь Кравцевич, самый авторитетный сегодня специалист по ранней истории белорусско-литовского государства, реконструировал процесс коронации. Вначале происходило помазание монарха освящённым елеем, затем он надевал церемониальный наряд из сандалий и белых одежд. После этого следовало вручение королевской мантии, меча, фибулы (застёжки) для мантии и т. д. Коронация скорее всего имела место в церкви Бориса и Глеба в Новогрудке, поскольку католического храма тогда там ещё не было.
Вернулся к язычникам
Как показывают источники, до коронации Миндовга именовали «великим князем», а после — «королём Литовии». «Королём Литвы» называли его и в Риме, что видно из корреспонденции римской курии ещё до коронации Миндовга.
Но уже через семь лет история поворачивается на 360 градусов. В 1260 году Миндовг отказывается от королевского титула и возвращается к традиционному язычеству.
Несмотря на всю торжественность коронации, не стоит забывать, что это был тактический шаг, призванный ослабить агрессию со стороны Тевтонского ордена. Когда в 1260 г. жмудины разбили немецких рыцарей на озере Дурбе, а в самой Пруссии началось восстание местных жителей против тевтонцев, Миндовгу много легче было отказаться от королевского титула, а вместе с ним — и от христианства. Более того, Миндовг изгнал епископа Христиана. И уже в 1262 г. он заключил союз с новгородским князем Александром против Ливонского ордена.
В тот краткий период существования королевства правитель заботился о том, чтобы его титул перешёл по наследству одному из сыновей. Миндовг вёл переписку с Папой Римским по поводу возможной коронации, вероятнее всего, Рукля, поскольку старший сын Войшелк принял монашество, что в эпоху средневековья исключало его активное участие в политической жизни. Но эти планы так и не были осуществлены.
Причиной, по которой после Миндовга в белорусско-литовском государстве больше не было королей, конечно же, можно считать пресечение династии Миндовга. Политика усиления власти князя вызвала недовольство племенной балтской аристократии, и в 1263 году Миндовга убили. Погибли и практически все его прямые наследники по мужской линии. После этого последовали период политических пертурбаций, борьбы в том числе родственников Миндовга между собой и смена правящей династии. К тому же именно Миндовг заложил модель прагматичного крещения великих князей литовских в католичество, что также не благоприятствовало стремлению к королевскому титулу.
И хотя Миндовг остался единственным в истории страны королем, он заложил новое государство на карте Европы — Великое княжество Литовское.
Источник: https://kvb.by/rubric/zametki/kak-krestili-velikoe-knyazhestvo-litovskoe