Перепечатываем статью из «Российской газеты» о совещании по вопросам подготовки инженерных кадров для судостроения, кораблестроения и Военно-морского флота. Текст не сокращаем и не редактируем, добавим небольшой комментарий.
Николай Патрушев: России необходим прорыв в подготовке инженерных кадров для оборонной промышленности
Секретарь Совбеза России Николай Патрушев провёл в Петербурге большое совещание по вопросам подготовки инженерных кадров для судостроения, кораблестроения и Военно-морского флота. Ведущие ректоры технических вузов страны, командование ВМФ, руководители оборонно-промышленного комплекса и ведущих российских компаний обсудили этот важный вопрос в знаменитой Корабелке – Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете.
Как заметил Николай Патрушев, специальная военная операция показала, что США и НАТО заинтересованы в дальнейшем затягивании военного конфликта на Украине и стали его участниками.
"В то же время необходимо понимать, что даже с окончанием "горячей фазы" конфликта на Украине англосаксонский мир не прекратит прокси-войну против России и её союзников", – подчеркнул секретарь Совбеза. Он напомнил, что Владимир Путин неоднократно подчеркивал о необходимости достижения научного, технологического и кадрового суверенитета России. Исходя из этого, по его словам, подготовка инженерных кадров, как в интересах оборонно-промышленного комплекса, так и в интересах других отраслей экономики приобретает важное значение.
"В настоящее время остро стоит вопрос дефицита инженерных кадров", – указал секретарь Совета безопасности. По его мнению, эту проблему необходимо решать комплексно с участием государства и предприятий. Кроме того, по словам Патрушева, медленно идет работа по выполнению указания главы государства о создании в школах судостроительных и авиастроительных "Инженерных классов". Именно сеть таких классов должна обеспечить высокомотивированными абитуриентами набор на инженерные специальности вузов.
Как заявил Патрушев, для повышения качества подготовки инженерных кадров для судостроительных и авиастроительных предприятий требуется организовать более системную работу со стороны Минпросвещения и Минобрнауки России, а также заинтересованных корпораций, органов госвласти субъектов и университетов. Все вместе они должны обеспечить единообразное и полное техническое оснащение инженерных классов, в регионах, где расположены предприятия судостроения и авиастроения.
Кроме совещания, в четверг Николай Патрушев открыл в ведущем судостроительном вузе страны новый ультрасовременный учебно-лабораторный комплекс.
Секретарю Совбеза, главкому ВМФ Николаю Евменову и остальным почётным гостям ректор Корабелки Глеб Туричин показал лаборатории по созданию промышленных роботов, воздушных и подводных беспилотников, лазерной сварки, цифрового или так называемого "умного судостроения" и других. В целом, по словам Туричина, за прошлый год в университете значительно вырос объем научных и инновационных работ, которые проводят его девять научных подразделений.
Запад, используя нацистский марионеточный киевский режим, ведет поход против России.
"Причина здесь очевидна, это СВО, должен сказать, что многое из того, что мы предлагали нашей промышленности последние 5 лет, теперь оказалось не просто востребованным, а необходимым", – поделился Туричин. По его словам именно такие подразделения обеспечивают Корабелке высокую выработку в расчете на одного научно-педагогического работника. А также большое число высокорейтинговых публикаций и возможность участия студентов в реальных прорывных исследованиях.
Кроме обсуждения подготовки будущих инженерных кадров России Николай Патрушев затронул и тему исторической памяти, на которой нужно воспитывать молодое поколение. Он напомнил, что 27 января, исполняется 79-я годовщина со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 18 января отмечалось 80-летие проведения операции "Искра", в ходе которой был пробит небольшой коридор, связывающий город со страной. В этот день на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда и представителями патриотической общественности, цитируя Льва Толстого, Владимир Путин подчеркнул, что "в 1812 году пришла вроде бы как французская армия под водительством Наполеона, но это была вся Европа, потому что к этому времени Наполеон Бонапарт фактически поставил под контроль всю континентальную Европу".
По словам Патрушева, то же самое повторилось и во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, после того как Гитлер, поставил под контроль тоже всю континентальную Европу. Секретарь Совбеза подчеркнул, что настоящее время в суде установлено об участии в блокаде города, кроме немецких войск, представителей еще 11 государств. А жертвами блокады стали около 1 миллиона 93 тысяч ленинградцев. И это, как заметил Николай Патрушев, еще не окончательная цифра.
В годы Великой Отечественной войны тысячи горожан – рабочих, студентов, представителей научной и творческой интеллигенции вышли на защиту родного города. Например, студенты и преподаватели ленинградской Корабелки, составили ядро 264 отдельного пулеметно-артиллерийского батальона, вставшего в 1941 году на пути фашистских полчищ на подступах к Ленинграду.
"И в 21 веке, используя нацистский марионеточный киевский режим, коллективный Запад ведёт поход против России", – подчеркнул Патрушев.
При этом, он с сожалением заметил, что не все школьники сегодня, знают о трагических и героических днях блокады Ленинграда.
По мнению секретаря СБ РФ, историческая память должна сохраняться именно для того, чтобы таких трагедий, которые пережил наш народ во время этих войн, никогда бы не повторялось.
"По вопросам сохранения исторической правды, и прежде всего среди молодого поколения, должны активно работать министерство просвещения России, региональные власти и общественные организации", – подытожил Патрушев.
Должен заметить, что поздновато наши руководящие товарищи заявили о том, что нам надо перестраивать подготовку кадров для оборонной промышленности и других отраслей — науки, техники, образования.
Собственно о школьном образовании говорилось только в одном месте, где речь шла об инженерных класса. Думаю, что вопрос надо ставить шире. Для этих классов ещё надо вырастить хорошо подготовленных на предыдущем этапе обучения школьников.
Когда Россию погружали в капиталистический мир и капиталистические отношения, «реформаторы» образования говорили, что математики теперь нам столько не надо, нам её негде применить. В пост-капиталистическом обществе большая часть населения будет обслуживать остальных. Следом урезали число учебных часов на изучение математики, как и других основополагающих, формирующих мышление, речь, гражданскую позицию школьных предметов. Позже стали навязывать суррогаты вроде математической грамотности. Та же участь постигла другие "точные" науки — физику, химию.
Тогда была уверенность, что дружба с Западом всерьёз и надолго, что нам очень много не надо производить самим, так как из-за издержек производства, связанных с суровым климатом, у нас производство обойдётся дороже. Будем торговать углеводородами, а всё нужное будем покупать на Западе. Лично мотивированные наши начальники отдавали указания о закрытии заводов, создавали невыносимые условия, ведущие к разорению авиационных заводов. Действовали в той же логике: лизинг самолётов обходится дешевле собственного их производства. Куда при этом смотрели «компетентные органы»? — Куда-куда? Да на Запад. Вот теперь и расплачиваемся…
Что же касается образования, то необходимо признать прежнюю ориентацию на производство «грамотных потребителей того, что изобрели другие» предательски вредной. Необходимо уходить от идей обучать только тому, что пригодится в жизни, возвращать фундаментальный подход к организации и ведения школьных предметов. Возвращать итоговый контроль в выпускных классах силами школы на основе утверждённых Минпросом материалов. Необходимо отказаться о сказок про субъективный школьный контроль, который почему-то не мешал нам в 50-е годы прошлого века удивить результатами нашей системы образования, в том числе США и НАТО.
Надо вернуть контроль в руки школьного учителя, а приём на обучение в вузы — в руки вузов, так как только они отвечают за качество выпускаемых кадров. Время расслабления в образовании резко закончилось. Стране нужна знающая и умеющая молодёжь с широким кругозором, владеющая основами по всем школьным предметам, а не только по трём предметам, которые входят в ЕГЭ.
ЕГЭ можно оставить, но этот экзамен должен получить статус только вступительного экзамена в вузы, которые не проводят отбор абитуриентов по собственным экзаменам, а не выпускного школьного и вступительного.
Россия во многом ещё "проедает" запас, созданный советскими инженерами и изобретателями. Но старые кадры уходят, а новых хорошо подготовленных и мотивированных — критически мало. Требуется серьёзное возрождение качественного школьного образования, но не эпохи увядания социализма, а эпохи его расцвета — 50-х годов прошлого века.