2004 год, Тамбов. Заявление в милицию о пропаже без вести Мамонтовой Елены, 1977-го года рождения, принесла ее мама – Мария Васильевна. Женщина рассказала оперативникам, что последний раз видела дочку три дня назад.
В воскресенье после обеда девушка собралась с братом, отцом и матерью съездить за покупками на городской рынок.
«Было известно, что девочка должна была ехать со своими родственниками, но вскореей кто-то позвонил, и она уехала в неизвестном направлении», – сказал Александр Меркушов, следователь.
Лена жила с родителями и всегда предупреждала, если задержится или совсем не придет домой ночевать. В тот воскресный день она вела себя странно, нервничала, кто-то ей непрестанно звонил, отвечала на вызовы односложно и тихо. Но брат успел заметить, что у настойчивого абонента мужской голос, который показался ему знакомым.
После очередного телефонного разговора девушка спешно попрощалась и уехала. Когда вернется и куда собралась, родителям не сказала.
Ночевать дочка домой не пришла, а на следующий день прогуляла лекцию в институте, не появилась на работе. На дисциплинированную и исполнительную Лену это не было похоже.
«Елена была из благополучной семьи. Один из ее родственников работал у нас в РУВД», – говорил Александр Миронов, замначальника отдела УР.
Сначала родственники Елены вели самостоятельные поиски. Обзвонили все больницы и морги города, но никаких сведений о пропавшей не было.
«У нас сразу же возникла версия, что Мамонтова могла стать жертвой преступления», – со слов Александра Меркушова, следователя.
Единственной зацепкой в самом начале расследования были странные телефонные звонки, поступавшие Лене в день ее исчезновения. Кто этот настойчивый неизвестный абонент, и куда он звал девушку?
По крайней мере, на один из этих вопросов могли ответить в сотовой компании. Сыщики сделали запрос местному оператору мобильной связи. Там же следователи надеялись получить список всех телефонных вызовов Мамонтовой, поступавших и исходивших за последнее время.
«Сотрудники уголовного розыска занялись установлением связей Мамонтовой», – Сергей Коновалов, оперуполномоченный.
Неблагополучные знакомства
Здесь сыщиков ждало странное открытие. Выяснилось: молодая и преуспевающая женщина из хорошей семьи, студентка вечернего отделения института в свободное от учебы и работы время общалась с наркоманами и хулиганами.
Подружилась девушка с этими молодыми людьми около года назад. Родители не могли понять, с чего это вдруг Лену, домашнюю девочку, потянуло к дворовым ребятам. Они не одобряли новых знакомств дочери. В семье стали возникать конфликты.
Особенно близкие отношения у Лены сложились с неким Романом Вискуновым.
Из материалов уголовного дела:
«Вискунов Роман Александрович, 1978-го года рождения. Уроженец Тамбовской области. Образование – неполное среднее. Безработный. Ранее судим за мелкое хулиганство».
Мамонтова безумно любила Вискунова и выполняла все его прихоти. Этот юноша с девятью классами образования производил не лучшее впечатление на близких Лены. Когда дочь пропала, первые подозрения родственников пали на горе-ухажера.
«Брат Лены, который в день исчезновения присутствовал рядом с ней, подтвердил, что по телефону она общалась именно с Вискуновым», – сказал Александр Миронов, замначальника отдела УР.
Поиск ухажера
Тем временем пришел подробный отчет обо всех последних звонках, сделанных на мобильный телефон Мамонтовой. В день исчезновения девушки с номера, зарегистрированного на Романа, ей звонили 11 раз. Сыщики приступили к поискам этого молодого человека.
«Мы устанавливали его личность. Работники уголовного розыска выяснили, что по месту жительства он характеризовался с отрицательной стороны, был склонен к совершению различного рода преступлений. В настоящий момент дома он не проживал», – Сергей Коновалов, оперуполномоченный.
Соседи Вискунова рассказали, что не видели его больше месяца, но подсказали сыщикам, что искать Романа нужно у его близкого друга – некого Капитанова.
Допрос близкого друга Вискунова
Владимир Капитанов был крайне удивлен визиту сотрудников милиции, но без разговоров проехал с ними в РУВД для дачи свидетельских показаний.
Из показаний Владимира Капитанова:
«На дачу мы приехали в пятницу вечером 2-го декабря. Был я, Ромка, наш приятель Соколов и две его подружки. Мы выпивали, жарили шашлыки. В общем, отдыхали. Все эти дни никто с дачи не отлучался, и к нам гости не приезжали. Утром в понедельник все разъехались по делам».
Из показаний молодого человека следовало, что Вискунов не мог встречаться с Леной в день ее исчезновения. Но его слова требовали подтверждений. Сотрудники опросили парня и двух девушек, отдыхавших в те злополучные выходные на даче вместе с Капитановым и Вискуновым.
«Эти лица вызывались в РУВД и опрашивались. Они говорили, что ничего по делу им не известно», – Александр Меркушов, следователь.
Следователям оставалось допросить самого Романа, чтобы исключить его причастность к этому уголовному делу. Но молодой человек исчез. Так же таинственно и неожиданно, как и его возлюбленная. Тем не менее, в этом странном деле появились новые подробности.
Новый свидетель
«После начала проведения оперативно-розыскных мероприятий была получена информация о том, что пропавшая выехала с улицы Базарной на автомобиле “Жигули” белого цвета. Часть сотрудников Октябрьского РУВД была задействована для установления указанного автомобиля», – сообщал Александр Миронов, замначальника отдела УР.
Свидетель утверждал: за рулем машины сидел мужчина средних лет в кепке с большим козырьком, из-за чего рассмотреть его лицо было невозможно. Лена стояла на автобусной остановке, голосовала. Когда автомобиль остановился, она, перекинувшись парой фраз с водителем, села на задние сидения, и «Жигули» мгновенно рванули с места. Куда поехала девушка? А главное, знала ли она извозчика?
Основной рабочей версией следствия стало похищение молодой девушки неизвестным водителем. К сожалению, криминальных историй, развивающихся по подобному сценарию, множество. Молодые и привлекательные женщины не раз становились и становятся жертвами своей доверчивости. Даже страшные истории последних лет с участием маньяков-водителей мало кого останавливают.
Свидетель, видевший, как Мамонтова садится в «Жигули», утверждал: госномер машины был областной, комбинация первых его цифр знакома каждому – «007».
Допрос главного подозреваемого
Тем временем другая оперативная группа, занимавшаяся поисками Романа Вискунова, успешно справилась с этой задачей. Молодого человека, объявленного в розыск, задержали на городском вокзале в состоянии сильного опьянения. У следователей появилась возможность допросить этого важного свидетеля по делу Елены Мамонтовой.
Из показаний Романа Вискунова:
«Я ничего об исчезновении Мамонтовой не знаю. Мы уже давно не виделись. Я ей действительно звонил в воскресенье, но Ленка со мной разговаривала нервно. Она мне должна была деньги. В долг брала, 700 рублей. Мне они срочно понадобились, и я сказал, что ждать больше не буду, пусть возвращает».
Следствию показалось странным, что Лена занимала деньги у Романа. Обычно было наоборот. Об этом говорили все, кто знал эту парочку. У сыщиков закрались сомнения в искренности Вискунова.
«Мы решили проверить его слова на полиграфе», – сотрудник милиции.
Прибор показал, что молодой человек не лжет. Да и сам Вискунов держался уверенно и хладнокровно. Даже слишком, учитывая близкие отношения с пропавшей девушкой.
«Елена испытывала не просто дружеские чувства к Роману. Она рассчитывала построить с ним серьезные отношения. Но сам Вискунов взаимностью ей не отвечал», – сказала Людмила Суворова, гособвинитель.
Все версии следствия провалились
Молодого человека отпустили. Версия о его причастности к исчезновению Елены рассыпалась. От другой версии – похищение девушки водителем «Жигулей» – также пришлось отказаться. Сыщики выяснили, что машины этой марки с госномером «007» в области не зарегистрировано.
«Как часто бывает в подобных ситуациях, нашлись очевидцы, которые пояснили: женщина уезжала на несуществующем автомобиле в неизвестном направлении. Поэтому часть сил и средств сотрудников Октябрьского РУВД была отвлечена на поиски фантомной машины», – Александр Миронов, замначальника отдела УР.
Последний шанс
Время, казалось, было упущено, но у следователей оставалась последняя зацепка – мобильный телефон Елены Мамонтовой. Современные технологии позволяют определить местонахождение телефонного аппарата, пока в нем находится аккумулятор, что и постарались сделать сыщики.
Установленное место, откуда Елена в последний раз сделала несколько звонков, заставило оперативников вернуться к самому началу их расследования.