Найти тему

Невероятный 2-цилиндровый мотор Pontiac Мики Топмсона (сделанный из V8)

Pontiac Trophy 4 Engine (195 CID)
Pontiac Trophy 4 Engine (195 CID)

В 1961 году инженеры компании Pontiac, по указке легендарного Джона ДеЛореана, создали новый двигатель - Trophy 4, так же известный под именем Indianapolis 4. Этот двигатель предназначался для новейшей модели Tempest, работу над которой возглавлял ДеЛореан.

Trophy 4 был четырехцилиндровым мотором, «сделанным» из одной части блока знаменитого понтиаковского 8-цилиндрового V-образника объемом в 389 кубических дюймов или 6,4 литра. Поэтому Trophy 4 имел рабочий объем в 194,5 кубика (3,2 литра). Этот двигатель на первоначальном этапе оснащался однокамерным карбюратором и развивал 110 лошадиных сил мощности и 258 Нм крутящего момента, но вскоре появились и прочие версии, которые в зависимости от типа карбюратора могли выдавать до 155 лошадиных сил.

Pontiac Trophy 4 Engine (195 CID)
Pontiac Trophy 4 Engine (195 CID)

А потом на этот четырехцилиндровый двигатель, который по сути был половинкой восьмицилиндрового, обратил внимание Мики Томпсон (Mickey Thompson), знаменитейший в те времена хот-роддер. Он взял и располовинил Trophy 4 надвое, поколдовал над ним и получил гоночный двухцилиндровый силовой агрегат. Спонсором Томпсона в этот период времени был Pontiac и именно на автомобилях этой марки Мики собирался использовать свое новое изобретение. Они должны были участвовать в дрэг-заездах специального класса F на калифорнийской военной базе March Air Force, куда допускались только машины с моторами объемом от одного до полутора литров. У Понтиака, разумеется, не было серийного двигателя столь малого объема, но благодаря Топмсону такой мотор появился.

Томпсон и его ведущий инженер Фриц Фойт (Fritz Voigt) взяли заводской блок Trophy 4 и аккуратно отрезали два передних цилиндра. Место разреза прикрыли алюминиевой пластиной толщиной в 1 сантиметр. Эта толстая пластина была закреплена несколькими десятками маленьких винтов с потайной головкой, и при этом она стала подходящим местом для крепления крышки ГРМ и привода вспомогательных агрегатов. Головка блока цилиндров была изготовлена аналогичным образом, путем спиливания и плакирования головки блока V8.

2-цилиндровый Двигатель Микки Томпсона
2-цилиндровый Двигатель Микки Томпсона

Цилиндры имели стандартный заводской диаметр в 10,31 см и укороченный до 8,89 ход. В двигателе использовался специальный коленвал от компании Moldex of Detroit, а также поршни, шатуны и прочие компоненты от фирмы M/T. На двигателе был установлен небольшой компрессорный нагнетатель Roots, развивавший давление до 25 psi, который обычно использовался на дельных электрогенераторах.

2-цилиндровый Двигатель Микки Томпсона на динамометрическом стенде
2-цилиндровый Двигатель Микки Томпсона на динамометрическом стенде

Двухцилиндровый двигатель Томпсона объемом в 90 кубических дюймов (1,47 л) во время испытаний на стенде показал пиковую мощность в 257 лошадиных сил на 8 500 об/мин, то есть он выдавал почти три лошадиных силы на один кубический дюйм рабочего объема. По меркам 1961 года это был почти невероятный показатель.

Дрэгстер Dragmaster - первый снизу
Дрэгстер Dragmaster - первый снизу

Одной из машин, получивших в распоряжение двухцилиндровый двигатель Томпсона, стал дрэгстер Dragmaster. Мотор был присоединен к архаичной трехскоростной коробке LaSalle, но несмотря на это, маленький «Повелитель Дрэга» сумел разогнаться с места на дистанции в один километр до скорости в 147,04 км/ч и на дистанции в одну милю (1,609 км) до скорости в 170,59 км/ч. И это было значительно быстрее предыдущего рекорда класса F, установленного еще в 1937 году на стримлайнере Maserati 4CM.