Какие новшества появились в законодательстве по поводу рассмотрения обращений граждан, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Еще с советских времен в людях заложена непоколебимая уверенность: если не можешь решить вопрос, пиши в газету, там помогут. Возможно, дело в ставшем классическим выражении Ленина: «Газета — это не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, она также и коллективный организатор!» Во всех уважающих себя газетах были отделы писем. И сотрудники старались разобраться в тысячах обращений, жалоб, пожеланий.
Есть эти отделы и сегодня. В газету горожане продолжают писать. Например, в «Вечерку» в прошлом году таких обращений было несколько сотен. Живой интерес есть — нам его нужно поощрять и приветствовать. Кто же против?
Однако в 2023 году на этом «участке фронта» случились определенные перемены. В независимой Беларуси у нас появилось множество других вариантов обратить внимание на себя и свою проблему. Например, служба «Мая рэспубліка». 115.бел.
Электронные обращения
Начиная с 2 января 2023-го обращение можно подать только с использованием Государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц. Ответы и уведомления на них также будут направляться посредством этой системы.
По сути, вместо заполнения специальной формы на сайте определенного государственного органа или учреждения заявителю предоставляется единый интерфейс — для оформления электронного обращения и его подачи в любую организацию, подключенную к системе учета и обработки обращений.
Разложить все по полочкам помогут в ближайшем отделении почты. Только уточняйте, какой именно адресат вам нужен. В наше агентство «Минск-Новости», например, уже пришло обращение из Орши, адресованное… местному агентству недвижимости.
После отправки послания система учета и обработки обращений позволяет настроить получение мгновенного онлайн- или SMS-уведомления о том, на какой стадии рассмотрения находится ваше обращение.
При этом вся информация о поданных электронных обращениях будет доступна заявителю в одном месте. Дополнительную информацию можно получить, зайдя в личный электронный кабинет.
Как стать частью системы?
Доступ к системе учета и обработки обращений организован в интернете по адресу: обращения.бел. Перед подачей электронного обращения заявителю необходимо идентифицироваться и авторизоваться в системе.
Это можно сделать с использованием:
- логина и пароля, сформированных в процессе регистрации в системе, предусматривается обязательное подтверждение факта регистрации по номеру мобильного телефона;
- учетной записи Национальной почтовой электронной системы, которую можно получить в любом отделении почтовой связи;
- сертификата открытого ключа либо ID-карты (при их наличии).
После идентификации и аутентификации в системе учета и обработки обращений вам предоставят функционал, позволяющий в полном объеме реализовать право на подачу электронных обращений, предусмотренное законодательством. Проще говоря, не нужно будет каждый раз вводить свои данные, как требовалось раньше.
Электронное обращение оставят без рассмотрения, если в нем:
- излагается суть посредством ссылок на интернет-ресурсы;
- содержится нечитаемый текст;
- употребляются нецензурные либо оскорбительные слова или выражения.
И тогда — без ответа
Не скрою, обращения отдельных граждан вызывают серьезную озабоченность. Так, представительница семьи М. в прошлом году написала в редакцию более десятка писем. В них она сначала требовала добиться для своей дочери домашнего образования (не предусмотрено законодательством), потом жаловалась на органы опеки, изъявшие дочь и направившие ее в интернат, где та могла получать нормальное среднее образование. Венцом этой переписки стало требование опубликовать стихи девочки. На все эти обращения требовалось дать ответ.
И вот для регулирования деятельности подобных «писателей» по законодательству выделяется отдельная статья. Под ее действие будут подпадать как электронные, так и письменные обращения аналогичного характера в количестве более 10. Если после размещения ответа на них на официальном сайте организации поступят другие аналогичные письменные или электронные обращения, их рассматривать не будут и ответ не дадут.
В кафе и магазине
Книга замечаний и предложений будет обязательна только в организациях и у индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения, то есть в магазинах, точках общепита и т. д., а не повсеместно. Если говорить о СМИ, то такая книга в редакциях с 2023 года упраздняется.