По случаю Дня изобретения автомобиля хочется вспомнить одного из людей, стоявшего у самых истоков. Кто там его самый первый изобрел - вопрос по-прежнему спорный (справедливости ради, начинать и вовсе стоит с Вербиста и Кулибина), а в том, что эта история невероятно поучительная и интересная, сомнений никаких.
История о том, как человек находит призвание
"Папа" знаменитого автомобиля, Генри Форд, родился в США, в Спрингфилде.
Нет, не в том, что семейство Симпсонов, а в том, что в Мичигане. Как это часто бывает у великих, появился он в многодетной семье. Генри был самым старшим из шести фермерских отпрысков. Несложно догадаться, кто был главным помощником по хозяйству. И если кому-то из ребятишек сельская жизнь была по вкусу, то это явно не будущий конструктор. На него деревенские заботы нагоняли жуткую тоску.
Нет, ну когда помладше был – еще так -сяк. В детстве все это довольно занятно: пятнистые коровки, пушистые цыплята, цветущие деревья в саду и ароматное сено в сарае. Но чем старше он становился, тем больше понимал: работы много, дохода мало. И как только родители этого не замечают?
Вы не подумайте, семья была вполне себе зажиточной по тем временам. Но Форд уже в 12 лет сообразил, что за те усилия, которые они все дружно прикладывают, плата должна быть в разы выше. В ответ на его доводы отец лишь снисходительно посмеивался, поправляя седло на спине своей лошади:
-Ах ты, хитрец,- веселился фермер,- работать не хочешь? У нас, у Фордов, такое не прокатит,- Голос его становился строже,- иди-ка лучше напои лошадей, час уже ждут,- и он продолжил свое занятие.
-Но пап,- Генри переминался с ноги на ногу и не спешил уходить,- Смотри сам, мы пашем и пашем, не разгибая спин. Да, мы не бедны, но за такое количество работы мы должны получать в десять раз больше!
Отец начал накаляться:
-От твоей болтовни дела сами собой не сделаются. Откуда тебе знать, в 12 лет, сколько надо работать и сколько получать? -Мужчина даже покраснел от негодования,- ты знаешь, чего нам с матерью стоило закрепиться на этой земле…
Генри приуныл. Он понял, что наступил на больную мозоль. Но понял слишком поздно. Сейчас начнется: мы приехали из Ирландии…
-Мы приехали из Ирландии без гроша за душой, мы лишь хотели, чтобы у наших детей был дом, была земля! Теперь у вас есть все,- он вытер пот со лба подолом клетчатой рубахи,- Есть будущее! И это твоя благодарность?!
Битых полчаса родитель не успокаивался. Пока не выбил из сына извинений, не утих.
Генри родителей любил. И извинился только за то, что расстроил отца. Мнения своего он не изменил и продолжил рассуждать уже сам с собой, подставляя ведро с родниковой водой очередной лошади:
-Но ведь это же не разумно,- в ответ послышалось тихое фырканье, и что-то мокрое ткнулось в руку. Мальчик и сам не заметил, что разглагольствует вслух. Лошади сочувствовали, как могли. Рыжая Пампи, на которой он ездил чаще других, даже потерлась головой о его плечо.
Ладно, лошади пусть слушают, к ним он терпимо относился, а вот курицы… Они, вездесущие глупые птицы, раздражали невероятно. Завидев на пути пернатую тушку, обязательно кидался в нее корнем какого-нибудь растения. Или поддавал ногой, а если не удавалось поймать, то просто гнался, пока она, трескуче возмущаясь, не перемахивала через высоченный забор.
Родители грустили, замечая, что сын фермерским трудом нисколько не увлечен. Но тешили себя надеждами, мол, подрастет – поумнеет.
Только Генри не умнел. В этом направлении. Он продолжал интересоваться разными механизмами, а дела деревенские как будто в параллельном мире существовали. Папа сам виноват, подарил ему на день рождения карманные часы. Такие, знаете, на длинной цепочке. Тяжелые, металлические, совсем как у взрослых. Деревенские мальчишки с завистью поглядывали и, разумеется, хотели себе такие же. Пытались даже выменять и сулили несметные богатства взамен. Расставаться с хронометром Генри не стал, он поступил умнее: разобрал подарок на мелкие детали и попытался понять, как работает система шестеренок. Вот с тех-то пор механизмы его и околдовали. С помощью примитивных инструментов он выучился чинить и собирать часы, да так ловко, что к его услугам прибегали окрестные фермеры. Разумеется, за фиксированную плату.
Так бы ему и застрять в часовщиках-самоучках, если бы не Тот Самый Случай.
Как-то Генри с отцом и братом отправились на сельскохозяйственную ярмарку. Ничего более унылого парень и вообразить себе не мог. С одной стороны мычат, с другой кукарекают, с третьей зазывают: купи, купи! А запах повсюду- не передать, будто по навозной куче разгуливаешь. Он закрыл глаза и стал воображать часы мистера Моррисона, что-то попало в механизм и поэтому…
-Эй, смотри под ноги, братишка,- младший брат чуть не лопался от смеха. Ну конечно! Весь день коту под хвост, теперь еще угодил ногой прямиком в конское яблоко. Тьфу ты! Плюнув под ноги, Форд отошел за сарай, чтобы незаметно оттереть подошву и тут он забыл обо всем. Перед ним стоял… Да он и сам не знал, что это за сооружение. Только оно пыхтело, выпускало пар и вдруг двинулось прямо на него. Без всяких вам лошадей. И сзади никто не толкал. Он таращился во все глаза. Тогда ему попался настоящий локомобиль. Пра-прадедушка всех современных разнокалиберных авто. Смахивающий на бочку, с длиннющей трубой впереди и огромными колесами (похожими на современные велосипедные) удивительный аппарат.
В этот самый момент мальчишкина жизнь круто развернулась на все сто восемьдесят градусов.
Он выпросил у отца один из сараев «под мастерскую» и пропадал там ночами. Разбирал, чертил, конструировал, придумывал. Иногда злился и бил ногой стену своего убежища. Но пока не находил решения, ужинать отказывался. И вот в 14 лет ему удалось собрать свой первый паровой двигатель.
Родители порадовались, конечно, но так, знаете… Вот когда мама и папа в хорошем настроении, они вполне могут порадоваться успехам в компьютерной игре своего ребенка:
-О, всего Асасина прошел, вот это успех, отлично. Кстати, ты за батоном сбегал? Когда пойдешь, захвати мусор заодно.
Так и тут:
-Двигатель? Отлично, надеюсь, это позволит сэкономить силы нашей Пампи,- добродушно посмеялся отец,- кстати, в следующем году я собираюсь прикупить еще лошадей. Так что, завязывай бездельничать, я рассчитываю на твою помощь.
Конечно, в следующем году Генри Форд помог отцу. И еще несколько следующих лет делал все, что мог. А потом, как это часто бывает с гениями, не выдержал и рванул из отчего дома навстречу яркому будущему.
Останься он на ферме, кто бы тогда сделал все это:
-запатентовал 161 изобретение;
-внедрил систему конвейерной сборки на производстве;
-наладил массовый выпуск автомобилей;
-заставил промышленность развиваться в новом направлении;
-улучшил жизнь множества людей, предоставив комфортные рабочие условия;
-сократил рабочий день до восьми часов;
-«придумал» выходной день;
-принимал на работу инвалидов;
-изобрел угольные брикеты для мангалов;
Вот такая история, в которой все (кроме вымысла) чистая правда.
А если интересно еще о том, как люди находят дело всей своей жизни, то вот здесь про Николу Тесла