Найти в Дзене

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВСТРЕЧИ. РАЗГОВОР О ДУХОВНОСТИ

Оглавление

В Государственной Думе, в рамках Рождественских парламентских встреч, прошли традиционные образовательные чтения, где главной стала тема: «Глобальные вызовы современности и духовного выбора человека». Пожалуй, это мероприятие было одно из самых заметных на минувшей неделе.

По традиции, в большом зале пленарных заседаний состоялась встреча с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что Рождественские парламентские встречи — это «В первую очередь возможность обсудить достаточно серьезный спектр вопросов, с тем, чтобы выработать по итогам этого обсуждения решения, которые лягут в основе принимаемых законов и подзаконных актов. Когда говорим о глобальных вызовах и угрозах нашей стране, мы должны понимать: первые удары наносятся по институтам, для того чтобы разрушить страну и поработить человека. Поэтому наша с вами задача — сделать все, чтобы защитить семью, свою веру. Защищая свой институт президентства, мы защищаем свою страну, свое право на выбор, как нам жить». Слово для выступления было предоставлено руководителям всех парламентских партий нижней палаты.

-2

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём выступлении сказал, что «Счастье человека, как это ни странно, обнаруживается одним чувством — покой, мир. Когда у человека на душе спокойно, когда сердце мирное, тогда он счастлив. Эти чувства дают представление о том, как же формируется человеческое счастье. Оно формируется от состояния разума и человеческого сердца». Глава РПЦ акцентировал внимание участников мероприятия на то, что текущая ситуация в мире делает особенно актуальной тему, выбранную в качестве основной для этих встреч. «Церковь никогда не делила и не делит свою паству на чужих и своих, не противопоставляет друг другу людей, зная, что в очах Божьих ценность имеет каждый человек». По его мнению, церковная реакция на войну сформировалась за века и остается неизменной: церковь отвечает молитвой о мире и «...борьба с врагом не должна превращаться для христианина в ненависть к отдельному человеку». Глава Русской православной церкви акцентировал внимание на проблеме сохранения традиционных ценностей. «Сформировавшийся на Западе ценностный политический мейнстрим приводит к тому, что традиционные нормы христианской нравственности, особенно касающиеся брака и семьи, подвергаются целенаправленной маргинализации». В своем обращении он также подчеркнул, что нельзя согласиться с надругательствами над духовным наследием страны и позволить вернуться во времена, когда под лозунгами прогресса из жизни удаляются вера и национальная идентичность. Говоря о молодежи, Патриарх напомнил, что среди молодого поколения многие годы насаждались и утверждались импортированные извне ложные ценности, воспринимаемые совершенно некритично. Мы должны задуматься о системах воспитания и образования, которые, по крайней мере, часть нашей молодёжи превращают во внутреннюю эмиграцию, в то время как ситуация в Отечестве требует от них, как и ото всех, здравомыслия и патриотизма».

-3

В итоговой части своего выступления, Патриарх сказал: «...Удивительно, что в России не должно быть никаких идеологий, но это же неправильный даже с точки зрения методологии подход. Если что-то не в полной мере удалось в прошлом, почему надо вообще ребёнка выплёскивать ? Что такое идеология ? Давайте вместо "идеология" другие слова используем. Национальная идея. А национальная идея – это и есть идеология, которая объединяет всех, вне зависимости от партий, образования, культуры и так далее. Национальная идея – это то, что реально должно скреплять людей. Ну и что, мы с вами от национальной идеи откажемся ? Никак не можем отказаться. Национальная идея – это навсегда или на обозримое будущее. И для того, чтобы её выработать мы все должны вместе трудиться, должны находиться в диалоге. И думаю, что это будет сделать гораздо проще, чем жить без всякой идеологии. И, кроме того, это будет более безопасно. Мы обретём духовный, интеллектуальный фундамент для нашей совместной деятельности. Если Государственная Дума, общественные организации, церковь, если бы все вместе мы стали размышлять над этой идеей, может быть, действительно сумели сформулировать то, что по-настоящему является национальной идеей для великой страны. Но для этого нужно посмотреть и в прошлое, и в настоящее, и попытаться прозревать в наше будущее.

-4

Дай Бог нам всем иметь этот духовный, интеллектуальный консенсус вокруг тех идей и мыслей, которые бы реально могли скрепить и объединить весь наш многоликий народ».

Вячеслав Володин поблагодарил Патриарха Московского и всея Руси за высказанные им предложения: «Мы внимательно относимся к предложениям, звучащим от Вас и представителей других конфессий». Председатель Госдумы добавил, что решения должны приниматься в открытом диалоге, чтобы избежать ошибок и напряжения в обществе.

-5

В заключении этой встречи, спикер Госдумы Вячеслав Володин и Патриарх Кирилл вручили награды победителям конкурса.

-6

Ими стали: Василина Пушкарева и Екатерина Курашкина (в номинации «Основная тематика»), Анна Чикарева («Православная икона»), Никита Янайт («Роспись по фарфору»), Елизавета Илясова («Рассказ»).

-7

-8

-9

Гран-при конкурса «За нравственный подвиг учителя» получил Александр Петрынин — директор Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

-10
-11

Также в рамках Рождественских встреч, Комитетом Госдумы по просвещению и Комитетом по науке и высшему образованию был проведен круглый стол по теме: "Перспективы развития образования в русле традиционных духовно-нравственный ценностей".

-12

Открывая круглый стол, председатель Комитета по просвещению Ольга Казакова подчеркнула, что «сегодня ведется война за наших детей, за их души, поведение и мысли». Она высказала мнение, что депутаты, представители религиозных конфессий, педагоги — все едины в том, что образование должно основываться на традиционных для нашей страны морально-нравственных ценностях. Дети, по словам парламентария, должны воспитываться в уважении к семье, к старшему поколению, дружбе, доброте, любить Родину, уважать труд. Также глава комитета напомнила, что депутатами Государственной Думы принят закон о введении единого федерального образовательного стандарта в школах.

"Мы защитили такие предметы, как история, русский язык, география, обществознание. Сейчас ведется работа над укреплением трудового воспитания в школах", - сообщила председатель профильного комитета.

-13

Председатель Комитета ГД по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, в свою очередь, говорил о необходимости усилить взаимодействие с традиционными конфессиями. "Надо объединиться и последовательно отстаивать наши общие ценности, на которых тысячелетиями строилась российская цивилизация", - предложил депутат. В заключении своего выступления, парламентарий подчеркнул, что "смысл образования сводится не к освоению суммы компетенций, а заключается в формировании ценностной гражданской личности человека, осознающей свой долг перед обществом ради общего счастья".

-14

Вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова, выступая на круглом столе, отметила: "...За минувший 2022 год депутатами принят ряд важнейших решений - появился единый стандарт образования, введены - федеральные основы образовательной программы, федеральная рабочая программа воспитания и федеральный план воспитательной работы. Будет утвержден федеральный перечень учебников. Идет централизация, систематизация того, что раньше было в таком раздрае, где каждый, как говорится, правил бал как умел, в силу своих ценностей, смыслов, нравственных ориентиров... Сегодня мы себе такого позволить не можем и не должны, более того, это является преступлением". Анна Кузнецова подчеркнула, что в настоящее время появились ресурсы для преодоления всех недомолвок, которые ещё остались. "Президентский указ № 809 - это тот документ, который мы так ждали, говоря о том, что у нас нет идеологии, нет каких-то концептуальных понятий, на которых мог бы основываться законодатель для того, чтобы оценивать, вот это по закону правильно, а вот это не по закону.

-15

Теперь у нас есть нормативно-правовые основания, этим указом введены нравственные и оценочные категории в нормативно-правовое поле, через которые мы можем с вами оценивать тот или иной законопроект, те или иные идеи, предложения... На мой взгляд, как раз в системе образования очень важно выработать в связи с этим чёткий план действий по исполнению указа президента и вместе с коллегами-экспертами, Русской православной церковью, другими конфессиями оценить на предмет, в том числе соответствия этому указу" - подчеркнула заместитель председателя Госдумы.

-16

Сегодня российское общество стоит перед вызовами, которых оно ранее не знало. Дискутируя на эту тему, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков сказал: "...Наша российская цивилизация всегда давала свой ответ вызовам. Почему ? Потому что внимание было через личность человека. И об этом вся наша великая русская литература - о человеке, о его внутреннем выборе, о моменте истины. Увы, к сожалению, в последние наши годы и даже десятилетия мы забыли о том, как найти путь к человеческой душе, как сделать так, чтобы этот момент истины происходил и на уроке, и в жизни, и в политике, и везде - это одна из важнейших педагогических задач. Потому что учитель должен сегодня уметь найти дорогу к сердцу ребёнка, и должна произойти очень важная эволюция и важное движение от ума, восхождения ума к сердцу, а от сердца к Богу".

-17

Сопредседатель правления Союза писателей России Владимир Крупин в своём выступлении затронул тему духовного развития молодёжи. "...Почему на нас обрушилась злоба всего мира ? Да потому, что они потеряли Христа, а мы его сохранили. Вот и весь вопрос. И то, что творится теперь – это объясняет происходящие сегодня драматические события, но мы выстоим, несомненно. А болезнь нашей школы, вообще нашей интеллигенции, это древняя болезнь – это лизоблюдство, холуйство, попугайничество...", - подчеркнул известный писатель. Говоря об образовании и воспитании в школе, Владимир Крупин отметил: "Надо вернуть в школу каллиграфию, по примеру японцев и китайцев, которая чистит мозги... Я сегодня услышал на круглом столе, что в школы возвращают должность завуча - это отрадно, но надо уже, чтобы директор школы был не менеджер, а педагог. Надо, чтобы учителей разгрузили от повальных завалов отчётности и всего того, что творится вокруг уроков… На мой взгляд, мы во многом заигрались: игровые элементы отбили у детей охоту читать книги и это страшно. Сегодня уже мало кто знает изречение Ломоносова: "Велика сердцу скорбь лишиться чтения книг. Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг !". Ну, как можно без чтения книг ? Ведь уткнулись наши деточки в эти коробочки ( гаджеты, прим. редакции) – это очень большая опасность для духовного развития.

Подводя итоги круглого стола, председатель Синодального отдела религиозного образования, митрополит Евгений сказал: "...Мы заканчиваем нашу дискуссию, но мы не заканчиваем ту работу, которая ведётся. Мы должны победить в этой великой вселенской борьбе, чтобы помочь каждому конкретному ребёнку взрасти до небес. Если мы это будем делать с любовью к тому, с кем мы работаем, и к тому делу, которое мы делаем, то оно будет получаться. Если не будет любви к личности и к делу, то боюсь, что это так и останется словами.

-18

Я очень надеюсь, что в 2025 году мы вновь здесь встретимся и скажем: помните, два года назад собирались ? Помним. Смотрите, как много успели сделать. Вот этого я всем желаю".

P.S. Однако сложно разделить оптимизм митрополита Евгения… Да, общество постепенно осознает, что школа должна давать не только знания, но и воспитывать, прививать детям важнейшие общечеловеческие ценности, что "человек без воспитания — это, что тело без души"... При этом самыми дискуссионными остаются вопросы: кто и как будет проводить воспитательную работу в образовательных учреждениях ? Кто подготовит и переподготовит педагогические кадры для этого важного процесса ? И тут «у руля» опять оказываются те, кто уже давно не пользуется уважением в образовательном сообществе... Нашим постоянным читателям хорошо знакомы фамилии «специалистов» из Академии Минпросвещения, которые на федеральном уровне претендуют на монополию в этой сфере — это президент Исаак Калина, ректор Павел Кузьмин, проректор Богдан Легостаев и многие другие...

Откуда могут появиться позитивные перемены, когда по-прежнему участницей Рождественских встреч в Госдуме является «героиня» нашего материала «Уважением не пользуется» - бывший ректор МГУТУ имени К.Г.Разумовского Валентина Иванова ? Только теперь она пересела в кресло руководителя подведомственной структуры Министерства науки и высшего образования - ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования», где опять занимается «подготовкой кадров»...

-19

С высоких трибун можно произносить много правильных речей, но трудно рассчитывать на серьезные перемены и весомые результаты - пока в руководстве отечественной системы образования остаются люди, которые своей предыдущей деятельностью скомпрометировали себя. Люди, которые долгие годы «осваивали» бюджеты и к которым у общества есть вопросы - где результаты ? Люди, которые убеждены, что всегда знают единственно верное решение и выход из любой ситуации, а по сути - профнепригодны. Так что можно через два года встретиться для подведения итогов, а "воз и ныне будет там". И для такого неблагоприятного прогноза, к сожалению, есть все основания...

-20

-21
-22

-23

-24

-25

Читайте о реальностях школьной жизни и о положении учителя!

Наша беседа с педагогом школы № 444 города Москвы Галиной Сергеевной Лукьяновой

НУЖНА НАМ ШКОЛА «СТРОГОГО РЕЖИМА» ?
Информагентство "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"23 января 2023