Найти в Дзене
a.nchoys book

Аркадий и Борис Стругацкие: трудно быть Богом

Тяжело ли Богу с людьми? Начиная с Адама и Евы, Богу с людьми действительно очень тяжело. Эта тема появляется у многих авторов, возможно и косвенно, но что самое интересное, это есть и в Библии.  Главный герой произведения - Антон ( дон Румата Эсторский) - человек высоких моральных принципов и интеллигент, является образом Бога, в конце повести который покинул людей, совершив преступление.  Интересно, ведь уход Бога происходит и в европейской культуре ХХ века: человек показал, на что способен в полной мере (об этом написано и в романе Мастер и Маргарита: люди перестают заключать контракты с Богом, поменяв субъекта на дьявола)  Конечно, Стругацкие не смогли не объяснить уход Бога из-за прогресса. В Арканаре прогресс достиг вершины, люди с помощью него пытаются поставить историю на нужный лад, чтобы человеку, застрявшему в этом диком Средневековье, дать надежду хотя бы на существование; как оказалось, людям и это не нужно: жители были пассивны и фантастически эгоистичны. Все были раба

Тяжело ли Богу с людьми? Начиная с Адама и Евы, Богу с людьми действительно очень тяжело. Эта тема появляется у многих авторов, возможно и косвенно, но что самое интересное, это есть и в Библии. 

Главный герой произведения - Антон ( дон Румата Эсторский) - человек высоких моральных принципов и интеллигент, является образом Бога, в конце повести который покинул людей, совершив преступление.

 Интересно, ведь уход Бога происходит и в европейской культуре ХХ века: человек показал, на что способен в полной мере (об этом написано и в романе Мастер и Маргарита: люди перестают заключать контракты с Богом, поменяв субъекта на дьявола) 

Конечно, Стругацкие не смогли не объяснить уход Бога из-за прогресса. В Арканаре прогресс достиг вершины, люди с помощью него пытаются поставить историю на нужный лад, чтобы человеку, застрявшему в этом диком Средневековье, дать надежду хотя бы на существование; как оказалось, людям и это не нужно: жители были пассивны и фантастически эгоистичны. Все были рабами: рабами веры и надежды, рабами себе подобных. Развитие прогресса заставляет эволюцию человека работать в обратную сторону. Наши чувства острее, нервы слабее, что и стало символом ухода Бога. 

Действительно, Аркадий и Борис поднимают целый букет проблем, заставляя задуматься о нас: мы обречены, или у нас есть шанс?

«Разве Бог имеет право на какое-нибудь чувство, кроме жалости?»

Аркадий и Борис Стругацкие