Два с половиной года назад Диму привезла ко мне бабушка. Ему было уже пять лет, но его словарный запас состоял из десятка слов и эмоционального звукокомплекса типа «тики-тики-тики-та», что обозначало любое действие, движение, движущуюся игрушку или прибор. При этом мальчик активно жестикулировал. Ему так много хотелось мне рассказать, но я почти ничего не понимала. От этого он очень огорчался.
Врачи ставили ему моторную алалию и задержку психического развития.
Поначалу мальчика было сложно даже усадить за стол. Постепенно он привык ко мне, моим требованиям и занятиям. С Димой мы подружились. Это благотворно сказывалось на занятиях.
За время занятий мальчик не только научился говорить, но читать и писать.
В сентябре 2022 года Дима вместе со сверстниками пошел в первый класс, и столкнулся с невероятными трудностями в обучении и общении с одноклассниками. Очень быстро он потерял интерес к учебе, а заодно переколотил всех детей, кто его пытался хоть как-то задеть. Он стал проявлять высокую степень агрессии. Дома не хотел приступать к домашним заданиям. Мама растерялась и от бессилия могла только кричать. Пошатнулась даже наша с ним дружба: он был глубоко истощен, а я ведь тоже пыталась с ним заниматься.
Вы спросите почему? Ведь мальчик говорит, читает и пишет. Да, это так. Но его психологический возраст равен примерно пяти годам. Психиатр уже не ставит ему задержки психического развития, но находит легкие когнитивные нарушения.
Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи (не только математические) и генерировать новые идеи. К когнитивным способностям относятся память, внимание, концентрация, восприятие, чувства, воображение, логическое мышление, способность к принятию решений и способность понимать эмоции других людей (эмоциональный интеллект), регуляция произвольной деятельности и др.)
При легком нарушении когнитивных способностей все, что предлагают выполнить ребенку, кажется ему невероятно трудным, даже если объективно это вовсе не так.
С поступлением в школу у Димы этот симптом проявился в полную силу. К работе он приступает с трудом, даже со слезами. Говорит, что ему просто лень. Хотя при благоприятных условиях может сходу прочитать целое предложение.
Со школьным темпом занятий он не справился и получил прививку негативизма к учебе. Через полтора месяца с начала занятий мама добилась перевода на индивидуальное обучение по Адаптированной образовательной программе, которая была рекомендована ПМПК. Требования к ребенку снизились и постепенно мальчик уходил от стресса, но его поведение еще долго оставалось агрессивным.
Сейчас мы продолжаем заниматься. Совершенствуем устную и письменную речь.
Пожалуй главная задача – социализировать парня и дать ему в руки любимое дело, профессию. Возможно это дело будет связано с ремонтом автомобилей или другой техники, потому что он определенно проявляет к этому большой интерес.
Возвращаясь к теме статьи, хочется с горечью отметить, что родители Димы опоздали ко мне года на три, а может и навсегда. За это безречевое время и произошла та самая задержка психического развития, которую удалось компенсировать. Но по-прежнему остаются: нарушение памяти, внимания, восприятия, эмоционального интеллекта, умения выделять главное, что мешает полноценному получению знаний.
О признаках моторной алалии писала здесь 👇