Помните, в Снежной королеве Каю в глаз попал кусок разбитого зеркала и он видел вокруг себя всё искажённым? Буквально такая же ситуация происходит с каждым вторым родителем. Видеть своего ребёнка таким, какой он есть практически невозможно. Но необходимо, иначе не получится воспитать.
Сейчас даже обсуждать не буду, насколько по другому ведёт себя ребёнок с родителями, чем со всеми остальными людьми. Это отдельная огромная тема.
Сегодня, разберём - что мешает родителю, пока ребёнок мал и пластичен, осознать, где у него проблемы в знаниях, воспитании, в жизненной позиции. Всё это вылазит наружу и портит жизнь всей семье, когда ребёнок переходит в возраст гормональной бури и что-то исправлять можно только долго, с боями и хорошими специалистами.
Итак... Тадам!
Как родители неосознанно воспринимают ребёнка?
Любой родитель видит в ребёнке - себя. И по-умолчанию, как только тот говорить складно научился, родитель видит его как "Я+". Наш мозг очень энергоэкономный, бережёт ресурсы и не пытается тратить их на размышления. И самое простое - взять с себя слепок, добавить к нему милоты (а дети милые) и решить, что ребёнок вот такой и есть.
К чему приводит.
Если кратко - к проблемам.
Если немного развёрнуто, то ребёнок вырастает:
1. Глупым. В контексте - не имеющим знаний и навыков. Увы, кто его будет учить, если родители уверены, что он и так всё знает. Вне сознания родителя проходит утверждение: Ведь я знаю! Он это я. И значит он тоже знает!
Например: ребёнок первого класса не умеет писать буквы к концу второй четверти, мать в конфронтации с классным руководителем и пишет кляузы директору - мол не умеет заинтересовать. Ребёнку со стороны матери постоянно идёт поддержка - мол, переборем эту неприятную женщину. И почему-то ни одной попытки сравнить, что умеют другие ученики в классе с тем, что получается у ребёнка. А у ребёнка НЕ получается. Но и усилий он прилагать не собирается. Он вообще начинает рисовать звёздочки вместо букв, когда идёт повторение пройденного материала. Просто потому, что считает, что он эту букву уже знает.
2. Невежливым и неуживчивым. Окружающие-то могут оценить его реальные знания и пиетета не испытывают. А ребёнок, видит - родители считают, что он крутой и всё знает, а какая-то тётка в школе его просто невзлюбила, раз говорит, что он не знает. Родителям он верит больше, на "недоброжелателей" учится выплёскивать агрессию. Фактически тренируется постоянно противопоставлять себя любому коллективу. С такими в последствии очень трудно работать, а им очень сложно трудоустроиться, найти нормально оплачиваемую работу без образования и без коллектива сложно.
3. Из предыдущего пункта вытекает и следующий - у ребёнка формируется внешний локус контроля. Т.е. не он управляет своей жизнью, а какие-то внешние обстоятельства. У него не возникает связки "провалился-потренировался-выиграл", когда он из ситуации для себя невыгодной с помощью усилий выбирается в ситуацию выигрышную. Он даже не подозревает, что так можно. У него всегда виноват кто-то кроме него. И исправить проблему тоже, может только кто-то другой, не он. Как при такой жизненной установке добиться успеха? Боюсь, практически невозможно.
Как стоит воспринимать?
Помнить стоит, что ребёнок это не вы. Даже если по началу эмоционально это сложно. Чем раньше взрослый человек внушит себе эту мысль, тем легче будет и ему и ребёнку.
Но когда в голове это укладывается, становится легче.
И сравнивать с собой становится делом полезным. По крайней мере видно, где явно не хватает знаний. И вы легко можете их восполнить.
Отделять своего ребёнка от себя, особенно в мыслях - жизненно необходимо. Огромное количество грамотных специалистов - учителей, психологов бьются об агрессию родителей, которые считают любое замечание про их ребёнка агрессией на себя, свою личность. Специалист что, пожмёт плечами и отстанет, его работа показывать родителям, где он видит пробел и грядущие проблемы. А родители, через несколько лет, когда возможности легко воздействовать упущены, вдруг осознают, что их дитя вовсе не тот зайка, каким казалось, но уже поздно. Окно возможностей, когда ребёнок был рад любым знаниям, закрылось.
Что даёт умение видеть ребёнка как отдельную личность?
1. Видны недостатки. А значит - их можно скорректировать! Вовремя и без боя, не буду врать про "легко и непринуждённо", но точно, эта работа не порушит ваши отношения. А может быть и улучшит.
2. От вас не шарахаются специалисты. С вами можно обсуждать проблемы ребёнка, а не лезть в глубины вашего восприятия и накрученных на это мыслей.
3. Когда ребёнок вырастет, ему будет на порядок проще отделиться от вас и начать жить самостоятельно. Проще будет отделять своё "Я" от родителей.
4. Есть хорошие шансы выстроить с ребёнком хорошие отношения. Которые потом перестроятся и будут поддерживающими для вас и него всю долгую жизнь. Дети, пока маленькие, очень отзывчивы на любое внимание родителей, на воздействия. Для них это счастье и чем больше, тем им кажется лучше. Особенно, когда родители занимаются имм с удовольствием, показывая. какой интересный мир вокруг.
Как понять, что вы проецируете себя на ребёнка?
Если грубо, то если половина этих утверждений про вас, надо подумать, что на самом деле происходит.
1. Замечание ребёнку вы воспринимаете остро негативно.
2. В школе у него нет друзей, а классная его невзлюбила.
3. Ваши соседи не умеют себя вести и хамят вашим детям.
4. Вы уже знакомы со школьным психологом, но дама явно не умна.
5. На родительские собрания ходить бесполезно. На вас только ругаются.
Почему так? О, это долгий и обстоятельный разговор...