Почему все больше руководителей и собственников бизнеса самостоятельно инициируют аудит? Как понять, что что-то идет не так и почему надо помогать бухгалтерам? Как внешний аудит предотвращает налоговые риски и помогает найти точки роста бизнеса?
Что-то идет не так?
Руководитель или собственник компании, как правило, полностью доверяет бухгалтерии. Однако он должен понимать, что на финансовые службы падает огромная нагрузка. Часто, разгребая текучку, бухгалтерия элементарно не успевает лавировать между изменениями в законодательстве. В 93% компаний при первичном аудите выявляются ошибки. Стоимость их доходит до нескольких сотен миллионов рублей. Так, размер субсидиарной ответственности для того же собственника (по данным Федресурса за 1 полугодие 2022 года) или генерального директора составляет в среднем 81 млн руб.
Нередко возникают случаи, когда по итогам камеральных проверок компании доначисляют налоги, штрафы и пени. Такие проверки не требуют выезда налоговой службы в вашу организацию. Претензии ФНС основываются лишь на несоответствиях предоставленных данных. В крайних случаях возможна блокировка расчетного счета, а это фактически остановка деятельности всей компании и большие убытки, а также удар по репутации.
Конечно, бывают и не такие радикальные проблемы, но тоже не самые приятные ситуации, которые должны обратить внимание собственника или руководителя в сторону финансовых служб. Явный сигнал неблагополучия в учете - когда вы приходите к инвесторам или в банк за кредитом, а вам либо отказывают, либо дают деньги под огромные проценты. Причина – плохая отчетность. Собственнику важен анализ не только рынка сбыта или тенденций самой отрасли, принимаемых управленческих решений, но и анализ скрытых финансовых резервов, которые иногда позволяют даже убыточную компанию превратить в прибыльную! В этом может помочь именно аудит.
Пример из практики
Клиенту требовалось предоставить отчётность партнеру для заключения контракта, а также в банк для получения очередного транша по кредиту на развитие бизнеса. С текущими показателями финансовой отчетности это могло привести к неутешительным последствиям. В ходе проверки аудиторская компания обнаружила, что фирма-клиент «создала» себе текущие расходы на 43 млн руб., хотя такие затраты должны были формировать стоимость активов компании. В результате этой ошибки существенно ухудшились финансовые показатели, в том числе была занижена прибыль организации. По итогам аудита иностранному партнеру и банку были представлены достоверные данные. Организации был выдан кредит и продлен внешнеторговый контракт.
Что же делать бизнесу?
Есть такой инструмент – внутренний аудит (когда аудитор или команда аудиторов состоят в штате и осуществляют постоянный мониторинг учета и отчетности). Но такие службы, как правило, существуют только в крупных компаниях. А ведь в средних и мелких компаниях проблем не меньше! В 60% случаев у малого и среднего бизнеса система внутреннего контроля не выстроена должным образом, хотя законодательство обязывает ее иметь. Поэтому внешний аудит – это свежий взгляд, во многом позволяющий изменить в лучшую сторону внутренние процессы в компании, укрепить тыл в лице своей бухгалтерской службы, избежать потерь в виде доначисленных налогов, штрафов и пени.
Итак, бизнесу нужно найти внешнюю точку опоры и того, с кем он разделит растущие риски. На сегодняшний день классического обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности недостаточно для устранения растущих налоговых рисков: аудиторы уйдут, а вы останетесь. Поэтому на рынке крайне востребовано страхование как рисков субсидиарной ответственности должностных лиц (D&O insurance), так и налоговых рисков компаний в целом.
Единственный способ исключения налоговых рисков – это системная проверка налоговой отчетности регулярно в течение текущего отчетного года (квартал, полугодие, 9 месяцев). Плюс консалтинговая поддержка бухгалтерской и юридической служб компании. И вишенка на торте – это когда аудиторы разделяют с вами ответственность за невыявленные ошибки и рекомендации, закрепляя финансовые гарантии и страховку в договоре. Такая страховка действует в течение 3 лет. Если налоговая обоснует доначисления, то организация получит компенсацию за штрафы и пени.
Пример из практики
Новый главный бухгалтер крупной компании-клиента обнаружил, что компания ошибочно не представляла налоговые декларации по налогу на прибыль по месту нахождения зарегистрированного обособленного подразделения (ОП) в г. Москве. Подлежащая уплате сумма налога на прибыль уплачивалась в бюджет Московской области, без распределения. Ситуация грозила компании серьезными последствиями. Договор на комплексный аудит, обеспечивающий 3-х летнюю поддержку и защиту налоговых юристов, а также слаженная работа аудиторов, налоговых юристов и компании-клиента помогли быстро произвести межбюджетный взаимозачёт налога на прибыль, избежать излишнего начисления пеней и блокировки расчетного счета компании. А компания «Ингосстрах» без судебных разбирательств признала страховой случай и компенсировала клиенту 2,8 млн руб.
Узнать стоимость полезного аудит за 1 минуту >>
Значение аудита будет только усиливаться
С 2019 года сдача аудиторского заключения в налоговую инспекцию стала обязательной. В настоящее время рассматривается повышение штрафов до 700 000 руб. за непроведение аудита.
Ни собственник, ни руководитель компании не могут быть в полной мере экспертами в бухгалтерии, у них другой фокус деятельности. Это нужно четко понимать, использовать аудит в свою пользу и страховать риски свои и бизнеса.
Еще больше материалов, новостей и актуальных событий в телеграмм-канале "Правовест Аудит"!