Найти в Дзене
Клякса

Есть ли Бог?

Все мы хотя бы раз в жизни являлись участниками спора о существовании Бога. Одна сторона утверждает, что Бог - это выдумка человека, а весь мир основан лишь на материалистической основе. Другие же возражают им приводя свои, мистические аргументы основанные на личном опыте и вере в Бога. Как правило, ни одна из сторон не способна донести свою позицию до оппонентов, так как это разговор с аргументами из совершенно разных областей. В народе подобное называют разговором немого с глухим. Католический святой 13-го века, Фома Аквинский, описал 5 признаков доказывающих бытие Бога с рациональной точки зрения. Данные 5 пунктов были описаны им в его книге "Сумма теологии". Рассмотрим каждый из пунктов: 1) От движения. Смысл этого доказательства заключается в том, что всё в этом мире находится в движении. Будь то бегущая лошадь, плывущий корабль, космос или человек - всё находится в постоянном движении, но не само по себе, а под воздействием какой-то второй силы, а та под воздействием третьей и т

Все мы хотя бы раз в жизни являлись участниками спора о существовании Бога. Одна сторона утверждает, что Бог - это выдумка человека, а весь мир основан лишь на материалистической основе. Другие же возражают им приводя свои, мистические аргументы основанные на личном опыте и вере в Бога. Как правило, ни одна из сторон не способна донести свою позицию до оппонентов, так как это разговор с аргументами из совершенно разных областей. В народе подобное называют разговором немого с глухим. Католический святой 13-го века, Фома Аквинский, описал 5 признаков доказывающих бытие Бога с рациональной точки зрения. Данные 5 пунктов были описаны им в его книге "Сумма теологии". Рассмотрим каждый из пунктов:

1) От движения. Смысл этого доказательства заключается в том, что всё в этом мире находится в движении. Будь то бегущая лошадь, плывущий корабль, космос или человек - всё находится в постоянном движении, но не само по себе, а под воздействием какой-то второй силы, а та под воздействием третьей и т.д. Создается цепочка "двигателя", которая должна иметь свой первоисточник. Иначе бы никакого движения попросту не было бы. Как известно, вечный двигатель изобрести так и не получилось, но он очевидно есть и этим вечным двигателем и является Бог.

 Люди, несогласные с подобным подходом, называют эту версию Фомы Аквинского недоказуемой из-за невозможности проверить ее на практике. Часть называют началом всего - большой взрыв. Якобы, была точка, в которой сосредоточилась энергия невероятной силы, после чего произошёл взрыв и выброс энергии, в результате этого и образовался материальный мир. Но данная версия тоже является теорией, которую не удалось доказать на практике, да и та сама точка, если она и была, ни в коем случае не противоречит, а скорее дополняет христианское представление о создании земли и наличии Бога. Получается, что в "научной" версии о происхождении всего материального, есть определенный тупик, который не имеет своего объяснения. Та самая точка из теории большого взрыва - есть часть цепи постоянного движения. Фома Аквинский говорит, что у христианства этого тупика нет, так как всё сводится к Богу, который был началом всего сущего. 

2) Доказательство через производящую причину. Идея данного доказательства заключается в том, что ничто в этом мире не может быть причиной производящей саму себя. Стекло получают из песка, топливо из нефти, новорожденный от своих родителей. Подобных примеров можно привести достаточно много. У всего этого должен быть источник, который является первопричиной существования. Этим источником и является Бог. Данное доказательство очень похоже на первое.

3) Доказательство через необходимость. Всё в нашем мире имеет свойство быть возникающим и исчезающим. В качестве примера можно привести любой вид исчезнувшего животного мира или растения. Одни виды перестают существовать, а другие начинают появляться. Это нам говорит о том, что в мире всё имеет свое начало и свой конец бытия. Но если бы всё ограничивалось этим, то мы должны были бы сделать вывод, что в определённый момент времени, до появления всего материально, ничего не существовало. Однако, известно, что несуществующее обязано своему происхождению уже существующему. Стало быть, у всего есть какое-то начало и необходимо, чтобы одно из этих начал являлось бесконечным, от которого всё и зародилось изначально. С точки зрения Фомы Аквинского, Бог и есть это необходимое начало бытия. 

4) От степени совершенства. В этом пункте говорится о том, что в мире всё более совершенное относительно чего-то менее совершенного и наоборот. Например, можно сказать, о красивом и более красивом облике города или природы, о добром и более добром человека и т.д. Всё это сравнение возводится к какому-то идеалу, наипревосходнейшему пределу совершенства. Так, горячий огонь можно назвать пределом относительно теплоты. Фома Аквинский говорит о том, что Бог является причиной совершенства нашего бытия. 

5) Порядок в мироустройстве. Мы можем наблюдать, как любые природные тела стремятся к некой цели выбирая наиболее комфортный путь. Подобное мы наблюдаем на примере деревьев, которые стремятся к солнцу. Почитав более подробно об этом процессе, вы удивитесь "разумному" поведению неразумного дерева, которое идет своим правильным путем. Фома Аквинский говорит о том, что природное тело, лишенное разума, не может само по себе развиваться подобным, логичным или правильным, способом. Очевидно, что оно управляемо осознанной волей. Этой управляющей силой может быть только Бог. 

 Спустя несколько столетий после публикаций 5 доказательств бытия Бога от Фомы Аквинского, Иммануил Кант пытается опровергнуть их находя в аргументации логические пробелы и предлагает своё, 6-е доказательство.

Фома Аквинский
Фома Аквинский