Найти тему
Дом Под Горой

Почему Леонид Гайдай не стал «Идиотом» и «Тушканчиком»

Оглавление

Завтра Леониду Гайдаю — 100 лет! Я, автор блога «Дом под горой», всегда был неравнодушен к его творчеству, так что не мог пройти мимо даты, и, конечно же, подготовил новые публикации, посвящённых гению комедии.

Я уже делал статью об актёрских работах Леонида Гайдая. В ней шла  речь обо всех известных появлениях режиссёра на экране — как в чужих фильмах, так и в своих. А сегодняшняя статья будет посвящена фильмам, в которых он мог сняться, но по разным причинам этого не случилась.

-2

Не стал «Идиотом»

Леонид Гайдай был студентом режиссёрского факультета ВГИКа, когда на него обратил внимание Иван Пырьев, легендарный советский режиссёр. Причём поначалу он оценил именно актёрский талант Гайдая, а не режиссёрский.

Учёба во ВГИКе
Учёба во ВГИКе

Как рассказывал Глеб Скороходов в своей программе «В поисках утраченного» (1998), Пырьев вместе с Барнетом присутствовал на просмотре водевиля «Бархатная шляпка», который ставили студенты. Гайдай на сцене был в ударе, и даже несчастный случай превратил в импровизацию. Его герой, хваставшийся силой, должен был поднять стул одной рукой, и когда он это сделал, сиденье упало на голову. Гайдай сполз под стол и выдал: «А я ещё и кочергу в баранку гну!»

Барнет и Пырьев смеялись до слёз. Вскоре Барнет позвал Гайдая на одну из основных ролей в свой фильм «Ляна». А Пырьев сказал ему: «Ты у меня сыграешь князя Мышкина, у тебя получится».

-4

Экранизация «Идиота» Достоевского была давней мечтой Пырьева. Сценарий он написал ещё в конце 40-х, а съёмки всё время откладывались.

Но Гайдай так и не сыграл Мышкина. От этой идеи Пырьева отговорил оператор Валентин Павлов, отметив детали внешности кандидата. «У него же без очков глаза слепые. Мышкин очков не носил, и у него должны быть ясные, чистые глаза» (цитируется по книге Л.Новицкого «Леонид Гайдай. Жизнь замечательных людей»).

После долгих поисков Пырьев нашёл своего героя в Юрии Яковлеве, для которого «Идиот» стал первой большой ролью в кино.

Иван Пырьев и Юрий Яковлев на съёмках фильма «Идиот», 1957
Иван Пырьев и Юрий Яковлев на съёмках фильма «Идиот», 1957

Любопытно, что Гайдай в конце жизни и сам задумывался об экранизации «Идиота», устав от комедии. Но это было только на уровне разговоров, вряд ли он реально это планировал…

Стоит отметить, что Пырьев, хоть и не взял Гайдая в свой фильм, но активно помогал молодому режиссёру в начале творческого пути — чувствовал в нём перспективу. Подробнее об этом — в статье «Иван Пырьев: продюсер ранних комедий Рязанова и Гайдая».

Не снялся в «Сказке о потерянном времени» — видимо, не было времени

О том, что Леонид Иович мог сняться в «Сказке о потерянном времени» Александра Птушко по Евгению Шварцу, есть только одно свидетельство — его собственное письмо, адресованное родителям. Написано оно 9 августа 1963 года, на тот момент Гайдай был в простое после «Деловых людей» и думал, что же делать дальше.

Я продолжаю читать и искать, искать и читать… Пока — безрезультатно. Время ещё терпит.
Нина занимается озвучанием и скоро будет сниматься в небольшой роли в картине «Сказка о потерянном времени» у режиссера Птушко. Мне тоже предлагают там сняться в эпизодической роли. Наверно, буду сниматься, пока не начал сам работать.

Но в этом фильме Гайдай так и не снялся — скорее всего потому, что его собственная работа всё же началась. Осенью 1963 года он в соавторстве с Яковом Костюковским и Морисом Слободским приступил к созданию сценария «Несерьёзные истории» о студенте Владике — позже эта работа переименуется в «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

А Нина Гребешкова действительно снялась в «Сказка о потерянном времени» — в роли учительницы.

Нина Гребешкова и Олег Анофриев в фильме «Сказка о потерянном времени»
Нина Гребешкова и Олег Анофриев в фильме «Сказка о потерянном времени»

Любопытно, что в этом фильме можно увидеть многих актёров, которые или уже работали с Гайдаем (Вицин, Моргунов, Зелёная, Фёдорова, Гребешкова, Тарасов, Пицек), или будут с ним работать в будущем (Анофриев, Крамаров, Шпигель, Крепкогорская, Шагалова, Мурзаева). Жаль, что Мартинсон, игравший главного злодея, ни разу не снимался у Леонида Иовича — мне кажется, этот яркий актёр отлично смотрелся бы в его комедиях…

Не отпустили сыграть «Тушканчика»

Недавно на официальном сайте «Мосфильма» были выложены уникальные, потрясающие архивные документы, связанные с «Кавказской пленницей». В этих раритетах есть интересная информация, связанная с ещё одной несыгранной ролью Гайдая.

В начале 1966 года режиссёр Игорь Таланкин готовился к съёмкам фильма «Дневные звёзды» по мотивам одноимённой автобиографической книги Ольги Берггольц. На главную роль была утверждена Алла Демидова, а Гайдаю Таланкин хотел предложить роль работника зоопарка. «Дяденька, похожий на тушканчика» — так персонаж обозначен в тексте Берггольц. Эту второстепенную роль режиссёр считал очень важной, и видел в ней именно Леонида Иовича.

Ситуация осложнялась тем, что Гайдай вовсю готовился к съёмкам «Кавказской пленницы» в Москве, а «Дневные звёзды» снимались в Ленинграде.

Игорь Таланкин
Игорь Таланкин

18 января 1966 года Таланкин написал письмо, адресованное директору «Мосфильма» Владимиру Сурину, в котором просил отпустить Гайдая. Отрывок из письма:

Ввиду того, что в фильме «Дневные звезды» все роли и эпизоды связаны с героиней картины, необходимо, чтобы выбор актёров на эти роли и эпизоды был бы необычайно точен. В особенности это относится в смыслово-драматургической канве сценария в роли Тушканчика, так как его появление в фильме связано в основном с блокадным Ленинградом. Режиссер-постановщик фильма творчески видит в этой роли режиссера Л. Гайдая.

Гайдай нужен был на 10 съёмочных дней — пять в январе и пять в апреле. Сурин не был против его участия в «Дневных звёздах», но возражения появились у И.Бица, руководителя объединения «Луч», который в служебной записке от 21.01.1966 расписал, что режиссёра отпускать нельзя по причине огромной занятости. Отрывок из записки:

Из-за трудностей с артистом Ю. Никулиным, давшим нам ограниченное время для съёмок, т. Гайдай должен осуществить подготовки в сжатые сроки и раньше времени (уже в конце марта) приступить к съёмкам. В этой связи, его отъезды в Ленинград для съёмок у реж. Таланкина исключены.

Правда, в марте съёмки «Кавказской пленницы» так и не начались: первый съёмочный день состоялся 22 апреля. Снимали на «Мосфильме» сцену в доме Джабраила, когда тот отчитывает Бывалого, Труса и Балбеса за неудавшееся похищение…

Это — первый съёмочный день «Кавказской пленницы»! 22.04.1966
Это — первый съёмочный день «Кавказской пленницы»! 22.04.1966

Но Гайдаю и до начала съёмок хватало работы. Поездки для выбора натуры, подбор актёров, утверждения, обсуждения… Времени действительно не хватало, поэтому «Тушканчиком» он так и не стал.

Но самое интересное, что исполнителем этой роли у Таланкина всё равно стал режиссёр! Другой, из мира анимации — Иван Уфимцев, постановщик знаменитого цикла «38 попугаев», а также множества других кукольных мультфильмов. «Дневные звёзды» стали его дебютом в кино, и с лёгкой руки Таланкина Уфимцев позже стал появляться и в других фильмах. «Если верить Лопотухину», «Влюблён по собственному желанию», «Визит дамы» и другие картины. Телезрители, заставшие 90-е, могут помнить Уфимцева по роли Суворова в рекламном ролике банка «Империал» («Так ведь пост, матушка, до первой звезды нельзя!»).

Иван Уфимцев в фильме «Дневные звёзды»
Иван Уфимцев в фильме «Дневные звёзды»

На этом всё. О том, были ли ещё фильмы, в которые приглашали Гайдая, информации пока нет. Если вдруг всплывёт что-то ещё — значит, будем дополнять статью! Или писать новую!

Оригинал статьи в блоге «Дом под горой»